03-08-2023
Прохор Алексеевич Лосюков | ||||||||||||
Дата рождения | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения |
в Ахимковичах 1, Могилёвский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя |
|||||||||||
Дата смерти | ||||||||||||
Место смерти | ||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||
Род войск | ||||||||||||
Годы службы | ||||||||||||
Звание | Генерал-полковник инженерно-технической службы | |||||||||||
Должность |
Начальник НИИ ВВС |
|||||||||||
Сражения/войны | ||||||||||||
Награды и премии |
|
Лосюков Прохор Алексеевич (10 августа 1902 года, деревня Ахимковичи 1, ныне в Круглянском районе, Могилёвская область, Республика Беларусь — июнь 1970 года, Москва) — советский военачальник, генерал-полковник инженерно-технической службы (1958).
Родился в крестьянской семье. Белорус. После окончания школы учился на железнодорожных курсах.
В Красной Армии с 1920 года, доброволец. Участник Гражданской войны: в 1921 году участвовал в подавлении Антоновского восстания в Тамбовской губернии.
В 1932 году окончил Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского. С 1932 года служил в НИИ ВВС: ведущий инженер, старший инженер отдела моторов и топлива, с 1937 года — начальник 1-го отдела НИИ ВВС, заместитель начальника НИИ ВВС. Был ведущим инженером по испытаниям самолётов ТБ-3 (1933), ДБ-2 (1936), «Звено», ДБ-А, ДБ-3 и других.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был назначен главным инженером ВВС 13-й армии, в июле 1941 года — главным инженером ВВС Брянского фронта. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. При эвакуации авиационного имущества с аэродромов в ходе Орловско-Брянской операции 8 октября 1941 года был тяжело ранен в голову в сбитом немецким истребителем самолёте У-2, а при его вынужденной посадки получил также травмы и тяжелые ожоги от загоревшегося топлива. Без сознания вывезен отходящими войсками, долго лечился в госпиталях Тамбова и Куйбышева.[1]
С мая 1942 года — начальник НИИ ВВС. В годы войны возглавлял масштабные испытательные работы сразу по нескольким направлениям в кратчайшие сроки и в тяжелых условиях эвакуации. В частности, много сделал для принятия на вооружение ряда модификаций бомбардировщиков А. Н. Туполева и штурмовика Ил-2. По воспоминаниям Л. Кербера и других, проявил порядочность и гражданское мужество в ряде ситуаций с репрессированными А. Н. Туполевым и его конструкторами[2].
Постановлением Государственного комитета обороны СССР от 1 мая 1944 года на основе объединения НИИ ВВС и ещё двух авиационных институтов был создан единый Государственный Научно-испытательный институт ВВС Красной Армии, в котором П. А. Лосюков был назначен заместителем начальника.
После Победы продолжал службу в ВВС на высоких должностях: главный инженер ВВС, начальник Главного управления серийного производства авиационной техники ВВС (был им в 1952 году), заместитель Главнокомандующего ВВС по опытному и серийному производству авиационной техники (был им в 1955 году), заместитель Главнокомандующего ВВС по вооружению (до 1959 года).
Член КПСС с 1920 года.
В последние годы жизни — в отставке. Умер в июне 1970 года. Похоронен на Введенском кладбище Москвы.
Лосюков, Прохор Алексеевич.