Lt304888.ru

Туристические услуги

Лубченко, Антон Владимирович

20-10-2023

Лубченко, Антон Владимирович (4 апреля 1985(19850404), Обнинск) — российский композитор, дирижёр

Содержание

Биография

Детские годы

Родился 4 апреля 1985 году в городе Обнинск, Калужской области, СССР. С раннего детства жил в Москве с бабушкой, которая работала архитектором. Первое обучение нотной грамоте начал с 3-х лет в детской хоровой студии Москвы под руководством Анны Фроловны Цукер.

В 1993-м году по семейным обстоятельствам переезжает на Украину, в г. Изюм, Харьковской области. Там поступает в музыкальную школу. В 1999- м году поступает в Харьковскую Среднюю Специальную Музыкальную Школу-десятилетку при консерватории на теоретическое отделение. В этой школе по настоящему начинается его первое серьёзное музыкальное образование. Его педагогами были профессора Л.Ф. Шукайло - по классу композиции (у этого же педагога в своё время в Харькове начинал обучение Леонид Десятников), Е.В. Кононова - класс ф-но, И.Л. Иванова - история музыки. Именно Ирина Леонидовна Иванова во многом повлияла на музыкальное воспитание молодого композитора, прививая ему музыкальный вкус, знакомя его с партитурами Д. Шостаковича, Р. Вагнера, И. Стравинского. В харьковский период создаются Первый фортепианный концерт, Первый квартет, посвящённый памяти евреев, расстрелянных фашистами в Дробицком Яру. В 2001-м году получает Первую премию на юношеском конкурсе композиторов им. В. Гаврилина в Санкт-Петербурге за Сонату №1 для альта и ф-но, соч.3. По приглашению Союза композиторов Санкт-Петербурга поступает в 10-й класс знаменитой музыкальной школы-десятилетки им. Н.А. Римского-Корсакова при Санкт-Петербургской консерватории. Здесь его педагогами становятся такие педагоги, как проф. Н.И. Броверман (класс фортепиано), продолжатель ф-нной школы Н.Голубовской, и известный ленинградский композитор, в прошлом - ученик Д.Шостаковича, проф. Александр Мнацаканян. В годы обучения в петербургской десятилетке пишутся 2-й и 3-й фортепианный концерты, 1-я и 2-я симфонии, а также "Литургия св. Иоанна Златоуста" для смешанного хора a cappella. Именно публичное исполнение этой Литургии под управлением профессора В. В. Успенского на открытии XII Пасхального фестиваля в Санкт-Петербурге в 2003-м году послужило началом публичной композиторской карьеры 18-ти летнего композитора.

В 2002-м году удостоен приза М.Плетнёва на I Международном конкурсе композитров им. А.Н.Скрябина в Москве за Сонату №2 для альта и фортепиано, соч.12 В 2004 году удостоен Гранта Губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко "Музы Санкт-Петербурга" за 4-й струнный квартет.

Обучение в консерватории

С первого курса консерватории совмещает обучения с работой концертмейстера балета в Санкт-Петербургской консерватории, где знакомится со спецификой классического балета, а со второго курса - в Мариинском театре.

В 2004-м году гастролирует в Китае, где исполняет свои 3-ю и 4-ю фортепианные сонаты, а также ф-нные сочинения Р.Шумана и П.Чайковского.

В 2005-м году состоялось судьбоносное для Антона знакомство с Маэстро Валерием Гергиевым. Лубченко пишет свою первую оперу "Невский проспект" для участия в конкурсе, объявленном Мариинским театром на создание одноактных опер к юбилею Н.Гоголя, самостоятельно став и автором либретто к опере. Ему единственному из участников конкурса Академия Молодых певцов Мариинского театра предоставляет своих вокалистов ( 2 состава ) для показа оперы. Опера не получила призового места, так как не в меру амбициозный молодой композитор намеренно нарушает все условия конкурса, создав 2-х актную оперу вместо одноактной и введя хоровые сцены, тогда как условия конкурса ограничивали участие хора. Тем не менее, показ слушает сам Валерий Гергиев и даёт благосклонную оценку опере. Это становится поводом для заказа Антону новой оперы "Сын человеческий" (2006), памяти жертв Бесланской трагедии. В связи с сжатыми сроками, клавир оперы был закончен в рекордное количество времени - за 20 дней, и за полтора месяца создаётся партитура. Премьера состоялась в октябре 2006 года во Владикавказе (музыкальный руководитель - Лариса Гергиева, режиссёр-постановщик- А. Галаов). В этой постановке опера шла под названием "Маугли".

В 2006 году на студии "Телемост" по заказу телеканала "Культура" о жизни и творчестве Антона Лубченко был снят документальный фильм "Человек апреля" (режиссёр - Д. Лавриненко). Лента удостоена Национальной премии "Лавр" в номинации "Лучший документальный телепроект года - 2007".

В 2007 году удостоен 1-й премии на Международном конкурсе исполнителей-композиторов им. А. Караманова в Москве за Сонату №5 ("Фрески") для ф-но (2007)

В 2007 году записывает альбом "Кармадонская соната" с Академическим Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижёр - А.Титов) совместно с Парижской ассоциацией Dan Revival Projects. По просьбе родителей погибшего с группой Сергея Бодрова оператора Даниила Гуревича в Кармадонском ущелье, выпуск диска приурочен к пятой годовщине трагедии. В альбом вошли такие сочинения как 3-я симфония ("Маленькая симфония") для струнных, "Молитвенная песнь" для ф-но с оркестром и Квартет № 7 ("Памяти П.И.Чайковского"). В дальнейшем эти сочинения ожидала благополучная сценическая жизнь: 3-ю симфонию включил в программу своих гастролей в Финляндию петербургский дирижёр В. Альтшулер, "Молитвенную песнь" исполняли такие оркестры как Камерный оркестр Мариинского театра (дирижёр - Г.Корчмар, солист - автор), Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" (дирижёр - А.Лубченко, солистка - Е. Трунова). В рамках презентации в Париже состоялись последние гастроли А.Лубченко в качестве пианиста. В программу входили собственные сочинения и ф-нные сочинения П.И.Чайковского.

В 2008 году окончил обучение в Санкт-Петербургской консерватории на композиторском факультете. Выпуск сопровождался скандалами. На госэкзамен, вместо серьёзного симфонического сочинения, Лубченко предоставил три иронических фрагмента из балета "Рыбак и его душа", который он создавал совместно с Питером Куанцем, сопроводив это фразой : "Ну вот, буду я ещё для профессуры специально музыку писать. Я занятной человек, и бесплатно не пишу.". На вручение диплома А.Лубченко принципиально не явился, считая что своим образованием обязан Мариинскому театру, а не в консерватории: "Ленинградская консерватория выдаёт дипломы сомнительного качества".

Начало дирижёрской карьеры

В 2008 году Валерий Гергиев знакомит А.Лубченко с известным канадским хореографом Питером Куанцем, в то время создающим свой спектакль на музыку И.Стравинского в Мариинском театре и находящимся в поиске современного композитора для следующих работ. Специально для Питера Куанца композитор создаёт свою Симфонию № 5 ("Симфония с 9-ю вариациями"), на музыку которой хореограф ставит свой балет "In colours". Премьера состоялась в Канаде 4 марта 2009 на сцене Toronto Opera House и сопровождалась восторженными рецензиями в таки авторитетных изданиях, как Financial Times London, Dancewietime Toronto, Ballet Rewiew New-York. Специально прилетевший из Лондона на премьеру авторитетный балетный критик Clement Crisp называет композитора "23-х летним русским бриллиантом". Таким образом, состоялся не только первый западный симфонический дебют А. Лубченко, но и - самое главное - дирижёрский дебют, так как премьерой композитор дирижирует сам. С этого момента начинается дирижёрская карьера Антона. Он достаточно скоро завязывает с фортепианным исполнительством, которое никогда не было особенно успешным, и всецело посвящает себя постижению дирижёрского ремесла. Ездит на Запад, наблюдает репетиции, консультируется с такими великими дирижёрами как Валерий Гергиев, Зубин Мета, Геннадий Рождественский. В дальнейшем А.Лубченко сотрудничал с лучшими российскими и зарубежными коллективами, такими как Академичекий симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Государственный симфонический оркестр "Новая Россия", Камерный оркестр Государственного Эрмитажа, Государственный Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный симфонический оркестр Республики Беларусь, Komische Opera Berlin, The National Ballet Theater of Canada, Orchestre Symphonique et Lyrique de Nancy.

Государственные проекты. Музыкально-общественная деятельность

В 2010 году по инициативе ГАЗПРОМа создаёт симфонический триптих из трёх увертюр-фантазий "Индустриальная трилогия". Каждая увертюра посвящена одному из проектов ГАЗПРОМа. Несмотря на то, что открытых публичных исполнений этого сочинения не было, просочившаяся в СМИ информация вызвала бурный скандал и травлю композитора в прессе. Не имея даже приблизительного представления о музыке этого сочинения, автора упрекали в коньюктуре и снабдили эпитетом "нефтегазовый композитор". В диск, наряду с "Индустриальной трилогией" в качестве пролога вошла запись Праздничной поэмы Сергея Прокофьева "Встреча Волги с Доном", посвящённой строительству Волго-Донского канала. Это одно из самых последних сочинений С. Прокофьева (и к сожалению, самых редко исполняемых), по мнению критиков, приобрело новую свежесть в дирижёрской интерпретации А.Лубченко.

В июне 2010 в качестве художественного руководителя и дирижёра осуществил проект "Вахта Памяти в Брестской крепости". На открытой площадке в стенах крепости в 4 часа утра 22 июня звучали сочинения военных лет С.Прокофьева и Д.Шостаковича, а также специально написанная Кантата А. Лубченко "Брестская крепость". Проект осуществлён при поддержке Министерства культуры РФ, Межгосударственного Фонда Гуманитарного Сотрудничества (МФГС), ФА "Россотрудничество", Министерства культуры РБ, Мариинского театра. Стоит отметить, что в рамках этого проекта впервые на постсоветском пространстве была исполнена Симфоническая сюита "1941" соч.90 С. Прокофьева а также мировая премьера трёх оркестровых фрагментов из музыки к фильму "Падение Берлина" Д.Шостаковича, не вошедших в основную сюиту. Примечательно, что партию сольного рояля в третьем фрагменте "Штурм Зееловских высот" исполнила молодая, но известная пианистка из Германии Регина Черничко. Этот концерт стал первым в череде крепкого творческого сотрудничества этих двух музыкантов. Урождённая харьковчанка из музыкальной семьи, продолжившая своё обучение в Германии и Италии талантливая пианистка стала музой композитора, для неё он создаёт 4-й фортепианный концерт ("Весенний") соч.73, Concerto grosso "Auschwitz" для ф-но, альта и кларнета с оркестром, соч.75. Ей посвящена последняя из существующих опер А.Лубченко "Доктор Живаго", написанная по заказу Баварского Regensburg Opera House. В течении нескольких сезонов с Р.Черничко были исполнены фортепианные концерты Д.Шостаковича и С.Рахманинова.

В сезоне 2010-2011 с благословения Валерия Гергиева и по рекомендации Министерства Культуры РФ возглавил Государственный Академический театр оперы и балета Республики Бурятия, в качестве художественного руководителя и дирижёра. Именно ему было доверено открыть обновлённую сцену театра после продолжительной реконструкции. В феврале 2011 во время своего официального визита в Бурятию Министр культуры РФ А.А.Авдеев дал высокую оценку деятельности театра. В октябре 2010 года становится организатором и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля "Времена года". Гостями фестиваля стали такие артисты как Денис Мацуев, Юрий Богданов, Андрей Гугнин, Регина Черничко, солисты Большого и Мариинского театров.

11 октября 2011 г. в рамках гастролей Бурятского оперного театра в Москву два балета Антона Лубченко совместно с канадским хореографом Питером Куанцем были представлены на сцене Большого театра России. Спектакль был тепло встречен столичной и федеральной прессой.

В 2011 году Кантата А.Лубченко "Возглас" на текст М.Ломоносова удостоена Первой премии и специальной премии Московской консерватории на конкурсе "Ода Ломоносову" объявленном Московским Государственным Университетом. Сочинение исполнялось в присутствии Правительства РФ на концерте, посвящённом 300-летию М.В. Ломоносова в Большом зале МГУ, а также в Большом Светлановском зале Московского Международного Дома музыки.

В 2011 подписал эксклюзивный западный контракт с немецким концертным агенством "Haydn Rawstron Limited" (г. Бонн).

В июне 2012 года принимал участие в праздновании 1150-летия зарождения Российской государственности в Санкт-Петербурге. Премьера Симфонического эпоса "Русь Православная" (Симфония №7) фа-минор, соч.87 А.Лубченко в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением автора была включена в официальный план празднования в рамках Международной конференция «Северо-Запад – колыбель российской государственности». Исполнение вызвало восторженные отзывы в СМИ, а также в российских религиозных православных кругах.

В 2012 Антон Лубченко создаёт свою оркестровую редакцию последней оперы С.Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Как известно, со дня создания эта опера ни разу не ставилась на мировой сцене без купюр и в первоначальном виде, с сохранением оригинального текста. В наше время опера несёт на себе клеймо известных издевательств сатирика М.Задорнова. Ставшая крылатой фраза "Давайте отрежем Маресьеву ноги..." никогда не имела никакого отношения ни к опере, ни к либретто. Тем не менее, в сознании людей эта опера, которая содержит в себе бездну композиторских откровений и красивой музыки, ассоциируется с символом советской конъюктуры. Создавая свою редакцию оперы А.Лубченко, пользуясь рукописями композитора, ставил задачу бережно восстановить первоначальный замысел композитора, словесный текст, раскрыть купюры сделанные при постановке этой оперы М.Эрмлером и Г.Рождественским, более приблизить оркестровку, осуществлённую П.Ламмом, к авторскому замыслу, несколько по иному расшифровывая авторские разметки в клавире, опираясь на образцы симфонического стиля Прокофьева, оставленного композитором в других сочинениях позднего периода. В качестве "пилотного проекта" мировая премьера сюиты из этой оперы в оркестровой редакции А.Лубченко состоится под его управлением во Франции, в Нанси 22 ноября 2012 г.

Стилистика

Композитор не ставит перед собой задачи создавать сочинения в каком-нибудь едином русле, каждый раз при создании сочинения отталкиваясь от повода, послужившего причиной заказа. Не стремясь к новаторству как к самоцели, для А.Лубченко представляет интерес не только продолжать самые различные традиции прошлого, но и неожиданно сплавлять их "в едином музыкальном котле". Так, в последней Седьмой симфонии автор попытался соединить и традиции русского симфонизма, и пост-экспрессионистские веяния, и современную музыку. Среди цитируемого композитором материала находятся Петровские канты, романс Екатериниских времён "Стонет сизый голубочек", знаменный распев, канонический православный тропарь "Христос воскресе", песня "Катюша" М. Блантера, две песни из репертуара А. Пугачёвой ("Этот мир придуман не нами", "Арлекино") а также хит 2010 года "Pup-pup americano". Седьмой квартет продолжает традиции нововенцев, 4-я и 6-я симфония - традиции немецкого позднего романтизма. В опере "Доктор Живаго" , по словам композитора, он попытался создать новую национальную оперу путём смешивания традиций всех линий русской оперы - Мусоргского, Чайковского и Прокофьева. Наиболее интересным считает в музыке "сознательную эклектику". Среди любимых композиторов, оказавших наибольшее, на его взгляд, влияние - называет П.И.Чайковского, Г. Малера и К. Вайля.

Основные сочинения

Симфонические сочинения:

  • Симфония №1 "Salve Regina" (2001)
  • Симфония №2 "Классическая" (2003)
  • Симфония № 3 "Маленькая симфония" для струнных (2007)
  • Симфония №4 "Большая симфония" (2006)
  • Симфония №5 ("Симфония с 9-ю вариациями") (2008)
  • Симфония №6 ("Симфония в 3-х фресках")для хора, оркестра и солирующего альта (2008)
  • Симфония №7 ("Русь православная") (2012)
  • "Индустриальная трилогия" для оркестра (2010)
  • "Souvenir de Bach" (Маленькие вариации на тему И.С.Баха) для камерного оркестра (2011)

Оперы:

  • "Куколка" . Опера-фантасмагория в 2-х действиях, по новелле Э.Т.А. Гофмана "Песочный человек" (2005)
  • "Невский проспект". Петербургские музыкальны сцены в 2-х действиях, по одноименной повести Н.Гоголя (2005)
  • "Сын человеческий". Детские музыкальные сцены в 2-х действиях с прологом, по мотивам рассказов Р.Киплинга (2006)
  • "Доктор Живаго". Русская музыкальная драма в 9-ти сценах, по мотивам романа Б.Пастернака (2009-2012)

Кантаты,хоровые, вокально-симфонические сочинения:

  • Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора a cappella (2002)
  • Месса для хора, солистов и оркестра (2003)
  • Реквием на екст 85-го Псалма Давида, для хора, солиста, духовых и ударных (2004, вторая редакция -2006)
  • Concerto-Requiem на канонический католический текст для 4-х солистов, хора и оркестра (2008)
  • Кантата "Брестская крепость" на документальные тексты времён ВОВ, с использованием Евангельских текстов, для чтеца, солиста, хора и оркестра (2010)
  • Кантата "Возглас" на тексты М.Ломоносова, для смешанного хора a cappella (2011)
  • "Der letzter Gesange" на текст св. Матери Терезы, для голоса и камерного оркестра (2011)
  • "Молитва св. мученикам Фролу и Лавру" на канонический текст, для мужских голосов (2012)

Концерты:

  • Концерт №1 для ф-но с оркестром, до-минор (2001)
  • Концерт №2 для ф-но с оркестром, соль-минор (2002)
  • Концерт №3 для ф-но с оркестром, ми-минор (2003)
  • Концерт №4 ("Весенний") для ф-но с оркестром, До-мажор (2010)
  • Каприччио для ф-но с оркестром, ля-минор (2004)
  • Маленькая концертная музыка для ф-но с оркестром (2004)
  • "Молитвенная песнь" (Камерный концерт для ф-но с оркестром) (2006)
  • "Исповедь". Концерт для альта с оркестром (2008)
  • Concerto grosso "Auschwitz" для кларнета, альта, ф-но и камерного оркестра (2010)

Музыка к кино:

  • "Ракушка" (2006)
  • "Сумерки" (2008)


Лубченко, Антон Владимирович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01