10-10-2023
Львовский метрополитен (укр. Львівський метрополітен) — проект строительства системы метрополитена в городе Львове, Украина.
Содержание |
Подземный транспорт во Львове был запланирован во времена Советской власти. В 1970-х годах было решено сооружать частично подземный скоростной трамвай.
Проектирование началось в 1978 году. Планировалось построить два тоннеля с габаритами метро под центром города, а к ним подвести наземные маршруты:
Второй очередью предполагалось продолжить второй туннель через Цитадель, улицу Бандеры и железнодорожный вокзал к Яновскому кладбищу с подземными станциями «Политехнический институт», «Площадь Кропивницкого» и «Вокзал».
Строительство началось с того, что во дворе дворца Потоцких вырыли вентиляционную шахту для первого тоннеля, но когда достигли глубины 25 м, дальнейшее углубление пришлось прекратить из-за проседания грунта и разрушение близлежащих зданий, так откачки грунтовых вод из шахты уменьшило устойчивость львовского суглинка. Больше всего пострадал фундамент дворца Потоцких, который пришлось укреплять, насыщая почву жидким стеклом.
В 1987 году построили наземный участок первой линии от улицы Сахарова до улицы Научной, которая сегодня используется для движения трамваев. На перекрестке улиц Научной и Княгини Ольги было начато строительство путепровода для сообщения скоростного трамвая из депо, но строительство не было завершено.
Первые намерения построить во Львове метро были оглашены во времена мэра В. Куйбиды, который неоднократно заявлял, что во Львове будет метро, ссылаясь на очевидность проблемы, неудачное строительство подземного трамвая и т.д. При этом было сказано, что метро (шла речь о классическом метрополитене) будет безопасным вариантом, поскольку пройдет значительно ниже, чем начатый, но отменённый сооружением подземный трамвай. Началом строительства метро Куйбида прогнозировал 2002 год. Фактически в 2002 году Куйбиду сменил Буняк, который проблему Львовского метро всерьез не рассматривал. Проектных работ не за мэрства Куйбиды, не за Буняка, не велось.
Второе значимое поднятие вопроса приходится на 2005 год, во времена премьерства Еханурова, который, собственно, и отнес эту проблему «на второй план». Особенностью этого этапа было то, что сказано было уже не о классическом метрополитене, а о легком метро. В отличие от премьера, актуальной проблему признал новый мэр А.Садовый и некоторые члены городского совета.
14 сентября 2012 года, вице-премьер-министр Украины, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, во время визита в Вашингтон заявил, что во Львове будет построено наземное метро, если правительство подаст заявления на проведение Зимних Олимпийских игор 2022 года в Украине. «Там, где находится стадион, который потенциально может быть использован для открытия Игр, требуется создание наземной инфраструктуры», — сказал вице-премьер. То есть метро могут пустить в районе улицы Стрыйской и Сихова.
В настоящее время проектирование метро внесено в генплан (но не строительство, поскольку выходит за временные рамки последнего), а деньги на него предусмотрено выделять из городской казны и госфондов.
Для сохранения устойчивости фундаментов зданий исторической части города, инженеры предложили её обход линиями метро.
Есть инженерные предложения о создании легкого метро на магнитной подушке и сверхпроводниках (поезд использовать эффект выталкивания сверхпроводника из магнитного поля), однако насколько этот проект будет стоить, пока неизвестно.
Некоторые сотрудники института «Горпроект» говорят о нацеленности проектирования на надземный ход путей метро (эстакады или насыпи), что позволит снизить затраты на строительство примерно в полтора раза. Однако, прокладки надземных линий в центральной и прилегающей к центру зоне является очень сложным из-за плотности застройки.
Метрополитены Украины | ||
---|---|---|
Действующие |
|
|
Строящиеся |
|
|
Запланированные |
|
|
Отложенные |
|
Львовский метрополитен.