Лятиф Гусейн оглы Кери́мов (азерб.Lətif Hüseyin oğlu Kərimov; 1906 — 1991) — азербайджанский ковроткач, известный своим вкладом как в ковроткачество Азербайджана, так и в другие различные отрасли искусства[1]. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).
Лятиф Керимов родился 4 (17 ноября) 1906 года в Шуше, в Елизаветпольской губернииРоссийской империи. Его отец, Мешади Гусейн, был шляпным мастером, а мать, Телли, — ковроткатчихой. В 1910 году семья переехала в Иран, в город Мешхед, и поселилась в карабахском квартале. После окончания местного медресе в возрасте 14 лет, Лятиф Керимов начал работать в магазине ковров и обучаться искусству ковроткачества (пойдя по стопам своей матери). Путешествовал по всему Ирану, демонстрируя свои ковры. Кроме того, у Керимова было много разнообразных интересов, от бокса и литературы до исполнительского искусства. Советское консульство в Тегеране предложило ему стать членом русского культурного клуба, где он впоследствии и играл в пьесах Узеира Гаджибекова, и учредил хор Азербайджана[2].
Начиная с конца 1920-х годов Керимов принимал участие в движении за социальные права, требуя от имени ткачей Мешхеда восьмичасового рабочего дня и улучшения условий труда. В 1929 году он был направлен в служебную командировку в Афганистан, чтобы содействовать роли театрального искусства. Однако Керимов вернулся в Иран два месяца спустя, не в состоянии выдержать суровые условия жизни в Афганистане. В том же году он получил советское гражданство, и правительство Ирана предоставило ему возможность переезда в Советский Союз, которые Керимов принял.
Советский период
По приезде в СССР Лятиф Керимов поселился в своем родном городе Шуше и женился на девушке по имени Шовкет. Был назначен инструктором по импорту в ковровой фабрике. Кроме того, основал и проводил курсы ковроткачества по иранской методике, которая до того момента была неизвестна карабахским ткачам. Для студентов, которые были неграмотны и не могли делать заметки, он сочинял лирические гошма (произведения азербайджанского поэтического жанра), чтобы помочь им запомнить ткацкие технологии. Позднее создал аналогичные курсы в Губе и Баку. Лятифом Керимовым в этот период были подготовлены многочисленные учебные пособия по технологии, усовершенствованию техники машинного ковроделия, разработана принципиально новая стилистика орнаментов и колористика ковров. Все это сыграло немаловажную роль при создании в 1935 году Гянджинской машинной ковровой фабрики.
Помимо ковров, Керимов успешно работал с ювелирными изделиями, занимался резьбой по дереву, декоративным интерьером зданий. В 1937 году был привлечён к работе над залом азербайджанской Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, вместе с Рустамом Мустафаевым. В 1940-х, когда Керимов занимался украшением интерьера музея им. Низами, началась Великая Отечественная война, и он был приглашен в Азербайджанское государственное радио в качестве диктора выпусков новостей. В 1945 году был назначен заведующим кафедрой изобразительного искусства в Институт архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана. В период с 1947 по 1977 год составил словарь восточной музыки.
В 1954 году организовал свою первую персональную выставку, которая включала ковры, архитектурные украшения, резьбу по дереву, фарфоровые вазы, ювелирные изделия, графические элементы. В 1955 году был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Азербайджана». Его усилиями и на его энтузиазме в 1967 году был создан Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в городе Баку, первый музей такого рода в мире[3]. Музей был назван в его честь в 1991 году[4].
В 1961 году вышел первый том книги Керимова «Азербайджанский ковер». В книгу вошли итоги более 35-летних исследований автора по восточным коврам. В дополнение к исследованиям Керимова, информацию обеспечивал специалист ковров в Губе, Абрамов Рехана Рахамимович. В книге была дана расшифровка более 1300 разновидностей и элементов ковровых орнаментов, была дана точная классификация и характеристика азербайджанских ковров. Эта книга сразу же стала бестселлером и настольной книгой для многих ковроделов, частных коллекционеров и специалистов по восточному ковру. В 1983 году был издан второй и третий том книги Лятифа Керимова «Азербайджанский ковер». В этих последующих изданиях была доказана принадлежность Азербайджану многих ковров персидской и кавказской группы, получивших мировую славу. Для огромного количества ковров были изданы идентификационные паспорта, для сотен из них была установлена подлинная страна-производитель, более того — народ-создатель[6].
Ваша книга стала библией в нашем музее. Она ходит по рукам наших венгерских специалистов-прикладников.
Кароль Гамбош, директор Будапештского музея декоративно-прикладного искусства
Ваш прекрасный труд об азербайджанских коврах стал украшением моего рабочего стола.
Эрих Аватер, эксперт по восточным коврам ФРГ
Огромную роль сыграла книга и в издании книги «Карта восточных ковровых пунктов» — она была издана в Англии в 1974 году. Главным консультантом издания был Лятиф Керимов, идея создания книги-карты была выдвинута Лондонской компанией Восточного коврового объединения «OSM». В 2001 году, уже после смерти Керимова, на основе созданных им ковров, дизайнерских проектов и совместных ранних исследований авторов, швейцарским издательским домом Улмке была издана книга Сиявуша Азади, Лятифа Керимова и Вернера Золлингера «Азербайджанские кавказские ковры» [7].
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1950) — за ковёр, посвящённый 70-летию И. В. Сталина (1949)
Ковер «Турунджлу», 1936 год. Государственный музей изобразительного искусства им. Р. Мустафаева, Баку.
Ковер «Ленин и Сталин», 1936 год. Государственный музей изобразительного искусства им. Р. Мустафаева, Баку.
Ковер «Турунджлу», 1937 год. Государственный музей изобразительного искусства им. Р. Мустафаева, Баку.
Ковер «Беседа визиря с Нуширваном Справедливым», 1939 год. Совместная работа с Казымом Казымзаде. Государственный музей литературы им. Низами, Баку.
Ковер «Сталин», 1939 год. Государственный музей изобразительного искусства им. Р. Мустафаева, Баку.
Ковер «Ширин, поднимающаяся на гору Бисутун для встречи с Фархадом», 1939 год. Совместная работа с Газанфаром Халыговым. Государственный музей литературы им. Низами, Баку.
Ковер «Меджнун среди диких зверей», 1939 год. Государственный музей литературы им. Низами, Баку.
Ковер «Искендер и Нушаба», 1939 год. Совместная работа с Мамедали Шириновым. Государственный музей литературы им. Низами, Баку.
С. Агаева. Воспоминания об учителе… К 100-летию Лятифа Керимова
Лятиф Керимов. Bakupages.com
Ковровых дел кудесник // IRS-Наследие. — 2006. — В. 23. — С. 26-29.
Carpets Made to Last: A Walk Through Baku’s National Carpet Museum by Farida Sadikhova. Azerbaijan International. Summer 2000 (8.2); p. 56-59. Проверено 5 декабря2008
↑Erdem: Atatürk Kültür Merkezi dergisi, issue 9; 27. — P:Atatürk Kültür, Dil, ve Tarih Yüksek Kurumu (Turkey), 1997.
↑Roya Taghiyeva. The Genius of Latif Kerimov. Publication dedicated to the 100th anniversary of the great carpet designer and scolar Latif Kerimov, p. 92. Baku, TUTU design, 2006. ISBN 5-8066-1240-6
Siawosh AZADI; Latif KERIMOV; Werner ZOLLINGER. Azerbaijani-Caucasian Rugs. Switzerland Ulmke Collection 2001. ISBN 3925813101 / 9783925813108
Order of the President of the Republic of Azerbaijan on the 100th anniversary of Latif Karimov (англ.)
В Баку отмечают 100-летие Лятифа Керимова
↑Roya Taghiyeva. The Genius of Latif Kerimov. — Baku: Elm, 2006. — ISBN 5-8066-1240-6
↑Robert Chenciner, St-Antony’s College University of Oxford. Azerbaijani Carpets. Deconstructing the giant Baku Lenin carpet-the Shah-nama, the Story-teller, and the Iconostasis. — Baku: Elm, 2007. — ISBN 5-8066-1758-0