Lt304888.ru

Туристические услуги

Маан Кац Бежанович

12-07-2023

Маан Кац Бежьан-ипа (русск. Маргания Кац Бежанович) - абхазский дворянин. (1766-1866).

Биография

Самым выдающимся, не только среди дворянского рода Маан, но и

довольно значительной фигурой вообще в истории Абхазии является Кац Бежанович Маан (1766-1866). Кац относился к тому ответвлению

маанов, которые называли себя Хабр-ипа по имени своего предка. У Бежаны Маан воспитывался в юности Георгий Чачба сын Келешбея,

владетеля Абхазского княжества. И то, что Бежана Маан был дядькой будущего владетеля, конечно же добавляло авторитету не только

этой семье, но и всем многочисленным маановым по всей Абхазии.


На политической арене Абхазии Кац Маан появился в начале XIX-го столетия. В те годы в результате заговора был убит владетель

Абхазского княжества Келешбей Чачба. Управление страной взял на себя старший сын владетеля – Асланбей. Однако два года спустя в

1810 году в результате переворота, инспирированного мингрельскими владетелями и поддержанного русскими войсками, Асланбей Чачба был

выбит из сухумской крепости. К власти был приведен его брат Георгий. Это вмешательство в незыблемый порядок престолонаследия

вызвало глубокое возмущение абхазской аристократии. Вскоре владетель Георгий был отравлен. На его место русский царь благословил

Дмитрия, который так же стал жертвой яда. После него опять же при поддержке русских войск в резиденцию абхазских правителей был

водворен сын Георгия – Михаил.


Свидетелем и участником этих событии был Кац Маан. Когда водворяли Михаила Кац был на стороне его противников, то есть в стане

Асланбея, законного владетеля, который скрывался в Малой Абхазии в районе Мацесты. Оттуда Асланбей и совершал набеги на внутреннюю

Абхазию с надеждой вернуть власть.


Во время столкновения с царскими войсками сторонники Асланбея Чачба забаррикадировались в Лыхненском храме. В результате резни,

устроенной русскими в церкви, была уничтожена вся партия сторонников Асланбея. Все это произошло на глазах Каца. Из погибшей

партии уцелел лишь он один, удачно скрывшись в хорах церкви.


Вскоре Кац Маан стал фаворитом и практически опекуном юного владетеля Михаила. Наставник с таким практическим опытом, конечно,

оказывал большое влияние, как на формирование нового правителя, так и вообще на всю сложную и часто противоречивую ситуацию

тогдашней Абхазии. Непонятные горским народам русско-турецкие войны в сочетании с военными действиями русских против горских

народов обретали черты глобальной трагедии.


Русский разведчик Ф. Торнау, долго находившийся среди горцев западного Кавказа и скрывавший свою личность, при первом же

знакомстве сразу был распознан проницательным Кацом, хотя и не был выдан. Русский офицер в своих воспоминаниях неоднократно отмечал

Каца Маана, как личность весьма незаурядную, даже – выдающуюся.


Бессменный Кац Маан был практически первым министром при дворе абхазского владетельного князя. Он дослужился до чина генерал-майора

русской армии. Его патрон – владетель Михаил был пожалован в генерал-адъютанты и признан светлейшим князем русского императорского

двора.


На одном из документов 1844 года император Николай I в том месте, где

речь шла о деятельности Каца Маана, оставил пометку на полях –

«Я его лично знаю».


Находившемуся в зените славы престарелому и верному сподвижнику

владетель Абхазии Михаил Чачба предложил княжеский титул. Мудрый Кац по­благодарил владетеля, но от княжеского достоинства

отказался. Кац пользовался такими полномочиями и такой властью, какой в то время обладал не всякий князь.


Кац сказал владетелю, если дашь всему роду – возьму. Если только мне – то не надо. И Маан Кац остался дворянином, хотя и самым

высокопоставленным.


Кому понятно слово «честь», тому понятен поступок Каца. Притча о том, как Кац отказался от княжеского достоинства, и по сей день не

умолкает в устах народа.


Кацу поручались самые сложные, казалось невыполнимые поручения, и они ему удавались. Но бывали и исключения…


В результате военных действий русских на Кавказе уже к середине позапрошлого века часть абхазских аристократов вместе со своими

подданными эмигрировала в Турцию. Среди этих недовольных действиями русских были ближайшие родственники и братья самого Каца.

Абхазская эмиграция, образовавшаяся в Турции не разделяла взглядов владетеля и его окружения. Одним из яростных противников русской

ориентации был Озбакь Маан. Он воспет в героической народной песне как справедливый и достойный противник своего могущественного,

но ориентированного на Россию сородича. Здесь следует отметить (и это весьма принципиально), что русско-турецкие войны на

абхазском театре действий носили отчетливый характер гражданской (внутри-абхазской) войны.


Сразу после полной победы над Кавказом в 1864 году русский царь ликви­дировал последнее кавказское княжество – Абхазское, а самого

владетеля аре­стовал и сослал в Воронеж. Это было политической гибелью владетеля и его фа­ворита. Оба они, два русских генерала,

наперекор внутренней и внешней оппози­ции держали прорусскую ориентацию и оказались посрамлены и перед теми, кого склонили на свою

сторону, и перед теми, кто бежал, не веря в справедливость русского царя. Говорят, убитый таким предательством почти столетний Кац

Маан принял ислам и ушел в паломничество. Он поклонился святыням Мекки и с большим трудов в 1866 году вернулся в Абхазию, чтобы

умереть здесь в год своего столетия.


Маан Кац был погребен в центре города Гудаута на берегу моря в городском парке. Говорят, якобы затем он был перезахоронен в родовом

поместьи, селении Хуап. В том же году умер в ссылке и владетель Михаил, хотя и был на 44 года моложе Каца. Тогда же разразилось и

Лыхненское восстание. Оно было подавлено, и волна новых переселений хлынула из Абхазии к турецким берегам.


Представители рода Маан, бежавшие в Турцию со своими поданными, основали там новые поселения. Среди крестьян, говорят, вспыхивали

протесты и у помещиков не всегда в новых условиях хватало сил, чтобы восстановить свою власть над селом. Тем не менее и сейчас в

Турции есть село, которое между аб­хазами так и называется Маан Икыта (Мааново Село). Известно, что дочь Албуз-бея Маан – Атия-ханум

(она же – внучка Каца Маана) была женой султана Абдул-Гамида.

Список литературы

Бгажба Х. С. Дмитрий Маан (Маргания). Сухум, 2001.

Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.

Дзидзария Г. А. Формирование дореволюционной абхазской интеллиген­ции. Сухуми, 1979.

Торнау Ф. Ф. «Воспоминания кавказского офицера» (переиздание), Москва, 2000 г.


Автор статьи: Денис Чачхалия

Редактор в Википедии: Гарцкия Адам Баталович

Маан Кац Бежанович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01