15-10-2023
Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
В более поздних работах, выполненных в Риме совместно с Джулио Романо и другими учениками, художник увлекается усложнёными позами и жестами, его краски мерцают в полумраке, пропорции фигур удлиняются — налицо все признаки маньеризма.
Содержание |
Изображение | Название | Дата | Техника | Основа | Размеры, см. | Страна | Город | Место хранения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мадонна из дома Санти | ок. 1498 | фреска | стена | 97×67 | Италия | Урбино | Дом Рафаэля | |
Мадонна Солли | 1500-1504 | масло | доска | 52×38 | Германия | Берлин | Берлинская картинная галерея | |
Мадонна фон дер Роппа | 1500-1504 | масло | доска | 34x29 | Германия | Берлин | Берлинская картинная галерея | |
Пасадинская Мадонна | ок. 1503 | масло | доска | 55x40 | США | Пасадина | Музей Нортона Саймона | |
Мадонна Диоталеви | ок. 1504 | масло | доска | 69x50 | Германия | Берлин | Музей Боде | |
Мадонна Конестабиле | ок. 1504 | масло | перенесена на холст | 17,9×17,9 | Россия | Санкт-Петербург | Государственный Эрмитаж |
Изображение | Название | Дата | Техника | Основа | Размеры, см. | Страна | Город | Место хранения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мадонна с рыбой | ок. 1514 | масло | перенесена на холст | 215x158 | Испания | Мадрид | Прадо | |
Прогулка Мадонны | ок. 1516-1518 | масло | доска | 88x62 | Великобритания | Эдинбург | Национальная галерея Шотландии | |
Святое семейство Франциска I | 1518 | масло | перенесена на холст | 207x140 | Франция | Париж | Лувр | |
Святое семейство под дубом | ок. 1518 | масло | доска | 144x110 | Испания | Мадрид | Прадо | |
Ла Перла | ок. 1518-1520 | масло | доска | 144x115 | Испания | Мадрид (эскиз в Модене) | Прадо | |
Мадонна с розой | ок. 1518 | масло | доска | 103x84 | Испания | Мадрид (копия в Боготе) | Прадо | |
Переатрибутированы Джулио Романо: | ||||||||
Мадонна божественной любви | 1518 год | масло | доска | 152x125 | Италия | Неаполь | Национальные музей и галерея Каподимонте | |
Малое святое семейство | 1518-1519 год | масло | доска | 38x32 | Франция | Париж | Лувр |
Мадонны Рафаэля.