16-10-2023
Степан Максимов | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Степан Максимович Максимов |
Дата рождения | |
Место рождения |
Яншихово-Норваши, Янтиковская волость, Цивильский уезд,Казанская губерния (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), Российская империя |
Дата смерти |
26 августа 1951 (58 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты | |
Жанры |
Степан Максимович Максимов (18 (30 нового стиля) октября 1892 года, село Яншихово-Норваши, Янтиковской волости, Цивильского уезда, Казанской губернии, ныне Янтиковского района Чувашской Республики, — 26 августа 1951 года, г. Чебоксары, Чувашская АССР, РСФСР, СССР)— выдающийся чувашский композитор, собиратель и исследователь чувашской народной песни, музыкальный организатор и педагог, основатель и первый директор Чебоксарского музыкального техникума (ныне Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова), один из основоположников чувашской профессиональной музыкальной культуры.
С.М. Максимов родился 18 октября ст.стиля 1892 года в селе Яншихово-Норваши, Янтиковского района Чувашской АССР, в бедной крестьянской семье. В 1907 году после окончания сельской двухклассной школы он поступает в Симбирскую Чувашскую учительскую школу. В эти же годы там обучался Ф.П. Павлов, впоследствии талантливый чувашский композитор и драматург, ближайший друг С.М. Максимова. В 1911 году, после окончания школы, И.Я. Яковлев — директор школы, известный просветитель чуващского народа, оставляет их обоих в этой же школе преподавателями музыки(С.М. Максимов) и пения (Ф.П. Павлов).
В 1914 г. в городе Казани С.М. Максимов экстерном сдает экзамен на звание учителя пения.В 1919-1921 г.г. он работает сельским учителем в Симбирском уезде, позже работает на разных должностях в Симбирском губоно.
В 1919 г. он вступает в ряды ВКП(б). В 1925 году переезжает на работу и постоянное жительство в г. Чебоксары, столицу Чувашской АССР. В течение одного года работает в аппарате Чувашнаркомпроса, а с 1926 года переходит на работу в Чебоксарскую музыкальную школу в должности заведующего.
С 1929 г. по его инициативе на базе музыкальной школы организовывается Чебоксарский музыкальный техникум, директором которого он становится.
В 1930 г., задавшись целью получить высшее музыкальное образование, С.М. Максимов поступает на композиторское отделение Московской государственной консерватории; он учился в классе профессоров Р. Глиэра и Ан. Александрова.
В 1935 г., после окончания консерватории, С.М. Максимов возвращается в родную Чувашию и работает директором музыкального училища, проявляя высокую творческую активность.
Следующее десятилетие С.М. Максимов провел в местах лишения свободы. Он был арестован 18 декабря 1937 г. Обвинен в буржуазном национализме. 30 декабря 1937 г. приговором спецтройки НКВД Чувашской АССР осужден по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 18 ноября 1947 г. освободился и вернулся в город Чебоксары.
26 августа 1951 года С.М. Максимов безвременно скончался. Реабилитирован посмертно 21 сентября 1955 года.
Творческая деятельность С.М. Максимова началась в 1915 году. Он обрабатывает чувашские народные песни для хора, а в 1918 году в Симбирске выходит первый сборник его обработок, напечатанный на шапирографе.
Творческое наследие С.М. Максимова богато и разнообразно. Им создано (включая обработки народных песен) сотни музыкальных произведений. Среди них — песни для хора без сопровождения и для голоса в сопровожденнии фортепиано, детские песни, "Чувашская увертюра" для симфонического оркестра, "Чувашская сюита" для симфонического оркестра, "Чувашская сонатина" для фортепиано, "Чувашский марш" для духового оркестра, обработки для струнного квартета. Его песни изданы четырьмя отдельными и тремя коллективными сборниками. Кроме того, им написано большое количество статей по вопросам чувашской музыки и народного музыкального творчества. В 1935 году в Чебоксарах был издан на чувашском языке составленный им "Учебник музыкальной грамоты".
Колоссальная работа проделана С.М. Максимовым по собиранию и изучению чувашской народной песни. Им записано более двух тысяч чувашских народных песен. Он выпустил три сборника народных песен. После его смерти остались подготовленными к печати еще три сборника.
С.М. Максимов умело использовал с своем творчестве лучшие образцы чувашской народной песни. Народные песни, обработанные и гармонизированные им для хорового и сольного исполнения, — "Не гнись, орешник", "Застольная", "Хороводная", "Лети, лети, кукушка", "Уж лес шумит", "Про лебедя", "Снизу идет белый пароход", "Наш отец сазан–рыба" и многие другие — пользуются большой популярностью в народе.
С.М. Максимов написал также много оригинальных песен. Среди них следует особо отметить песни: "Колхозная трудовая", "Как в летнюю пору", "С гармошкой", "Наш дядя Николай", "Комсомолка Урине", которые еще в начале тридцатых годов получили широкую популярность в народе.
Из произведений. написанных им в последние годы жизни, особенно выделяются: "Колхозный сад", "Мой милый с гармошкой", "Родное поле", а также обработки народных песен: "Тоскую по милой", "Батюшкин сад", "Понапрасну я ходил" и др.
Значительный художественный интерес представляют написанные им в консерватории Чувашская увертюра" для симфонического оркестра и "Чувашская сонатина" для фортепиано, основные темы которых по характеру очень близки к чувашской народной музыке.
Максимов, Степан Максимович.