Lt304888.ru

Туристические услуги

Малуша

22-10-2023

Малуша
Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895. (Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»)
 
Рождение: ок. 940—944 г.
Любеч (?)
Смерть: дата неизвестна
Будутино (?)
Отец: некий Малк Любчанин
Мать: неизвестна
Супруг: Святослав Игоревич (не женаты; наложница)
Дети: Владимир I Святославич

Малуша Любечанка (версии: Малка[1], Мауса, Мауся, Малфреда)[2] (ок. 940—944 г. — ?) — ключница-рабыня[3] великой княгини Ольги, наложница её сына великого князя Святослава Игоревича, сестра Добрыни, мать Владимира Святого.

«Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй[4] Володимиру» (Повесть временных лет).

Поскольку никаких достоверных данных о её происхождении нет, а сыну её довелось стать одним из самых знаменитых русских князей, по поводу родственных связей Малуши (с целью создать определенную репутацию Владимиру, проследив корни его предков по женской линии) было высказано немало гипотез, некоторые из которых являются весьма надуманными и фантастическими.

Содержание

Биография

О крайне низком социальном положении Малуши свидетельствует оскорбление, нанесенное позже её сыну Владимиру: когда в 979 году Владимиру сватали Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, она ответила: «Не хочу я за робичича». Этот ответ сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (т.е. овладеть Рогнедой) перед отцом её и матерью».

Брат Малуши Добрыня, ставший воеводой, быть может, тоже начинал свой карьерный взлёт при княжеском дворе с рабских должностей (тем же ключником), что косвенно подтверждают былины.

...Да три года жил Добрынюшка да конюхом,
Да три года жил Добрынюшка придверничком,
Да три года жил Добрынюшка де ключником,
Ключником, Добрынюшка, замочником,
Золотой де казны да жил учетчиком...

Антон Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770

Как сообщают поздние источники Будятичі)[5] под Владимиром-Волынским), куда разгневанная Ольга отослала беременную Малушу.[6] Это село принадлежало Ольге (или Малуше) и после её смерти было завещано церкви Богородицы.

«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же беi се стра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» (Никоновская летопись).

Точный год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет.

Н. И. Новиков цитирует в своем издании 1791 года: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира…» («Подробнейшая История Государей Российских» // Древняя Российская Вивлиофика). В Ипатьевской летописи Малуша вместо ключницы названа «милостницей» Ольги — то есть раздатчицей милостыни (по версии, высказанной Срезневским это слово вообще значит «фаворитка, любимица»). Существует предположение Прозоровского, что будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила заповедь «не прелюбодействуй» с Святославом, и именно это вызвало гнев Ольги.

Виктор Васнецов. «Крещение Руси святым Владимиром», 1885—1896

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. Затем в 970 году Добрыня (с вероятно 10-летним) племянником был послан великим князем держать Новгород, то есть выступал при нем регентом[7].

В XVI веке Герберштейн в своих «Записках о Московии», забавно переменив пол Добрыни, пересказывает эту историю: «Правивший по смерти матери Святослав поделил области между сыновьями: Ярополк (leropolchus) получил Киев, Олег — древлян, а Владимир — Новгород Великий, так как новгородцы сами просили Владимира себе государем по совету некоей женщины по имени Добрыня (Dobrina). Добрыня и Малуша (Maluscha) были двумя дочерьми новгородского гражданина по имени Калуфча Малый (Calufcza parvus, Caluwtza der khlain); Малуша, будучи в услужении (in gynaecio) у Ольги, зачала от Святослава и родила Владимира»[8].

Весьма спорная, впрочем, «Сага о йомсвикингах», описывающая конец Х века, рисует следующую картину её возможной старости:

«В то время царствовал в Гардарики король, по имени Владимир. У него была жена Алогия, умная и добрая, хотя язычница,[9] и мать старушка, едва державшаяся в креслах, но вещунья прозорливая. В большой годовой праздник ее внесли на креслах в гридницу, где сидел король с дружиной, и она предсказывала, что будет в наступающем году. Однажды ее внесли на такое собрание и она сказала: «Не вижу в этом году ни войн, ни бедствий для твоей страны, но вижу великое событие: там на севере в Норвегии родился королевич[10], который будет воспитан здесь, на Руси, и сделается великим государем, твоей земле будет защитником и миротворцем, и прославит твоё имя, в цвете лет получит своё королевство и засияет ярким сиянием, многим народам северных стран будет полезен, но недолго будет царствовать. Довольно, унесите меня».[2]

Версии

Отец Малуши «Малк Любчанин»

В Повести временных лет указано следующее происхождение Малуши:

Володимер был от Малуши, ключницы Ольгиной, та же была сестра Добрыне; отец же им был Малък Любечанин

Повесть временных лет, Цитата по: Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 1997. — С. 13.

В связи с этим историки старались установить личность Малка Любечанина. Высказывались следующие гипотезы о его происхождении.

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
  • Д. И. Прозоровский[11] (1864) считал ее дочерью древлянского князя Мала, возглавившего восстание, в котором был убит князь Игорь, жестоко отомщенный княгиней Ольгой. Следы Мала теряются после 945 года, вероятно всего, он не избег мести княгини, но по мнению Прозоровского, он был взят в плен и переселен. Прозвание отца Малушин «Любчанин» он объяснял тем, что Ольга после древлянского погрома будто бы поселила его в Любече; соответственно дети его попали в рабство как пленные. Кроме того, ученый считал, что «княжна» была не наложницей, а законной женой Святослава. Версия основывается на признании Владимира Ольгой наравне с законными сыновьями Святослава, а также незыблемости положения Добрыни в Новгороде и его успешной карьере и всеобщем уважении, которые, по мнению ученого, свидетельствуют о его аристократическом положении и «законных» родственных связях через его сестру[12]. Эта версия была позабыта, и вновь воскрешена в 1971 г. А. М. Членовым в статье «Древлянское происхождение князя Владимира», опубликованной в «Украинском историческом журнале», позже в «По следам Добрыни»[13].
  • А. Шахматов считает, что её отец — Мьстиша-Лют Свенельдич, чье имя, как он считает, видоизменилось в «Малк». Свенельд был, возможно, князем уличей и древлян. Потомки Добрыни (см. список в статье о нем), Вышата и Ян Вышатич, дали авторам Начального свода примерно 100 лет спустя после смерти Игоря сведения о своих предках (Свенельде, Мьстише-Люте, Добрыне, Коснятине, Остромире), идущие из устных семейных преданий. Шахматов также показал, анализируя составное имя, что произошло наложение Люта Свенельдича на Мстислава Владимировича Лютого, князя Тмутаракани, жившего на полстолетия позднее[14]. Сам Малк, по его мнению, в былинах «мутировал» в персонажа по имени «Никита Залешанин». В словаре под редакцией Янина в статье о Добрыне фигурирует вариант «сын Малка Любечанина Мсиши-Люта (Мстислава Лютого) Свенельдича»[15]
  • М. Грушевский отнесся отрицательно к выводам обоих.

В настоящее время гипотеза Шахматова считается опровергнутой. Он строил свои выводы на «Хронике» Яна Длугоша, использовавшего не дошедшие до нашего времени русские летописи. У него имя древлянского князя читалось «Мискиня», Шахматов посчитал, что это испорченное «Мистиня», после чего сблизил его с «Мистиша» (Мстислав). Однако в оригинале у Длугоша имя читалось как «Нишкина» (польск. Niszkina), что делает построения Шахматова ошибочными. Это также делает отождествление Мистиши и Люта Свенельдичей маловероятным[16]. Наиболее обстоятельная критика дана в работах историков А. В. Соловьёва[17] и А. В. Поппэ[18].

Гипотеза князя Прозоровского о том, что Малък Любечанин тождественен древлянскому князю Малу, также отвергалась многими историками (например, Б. А. Рыбаковым[19], А. В. Поппэ[18], А. Ю. Карповым[20]). Однако эта гипотеза продолжает оставаться достаточно популярной, и преобладает в ныне публикуемых генеалогических компиляциях[16].

Имя «Малуша»

  • Словарь Даля вполне предсказуемо производит слово «малуша» от прилагательного «малый»[21]. Женская форма имени «Мал». Подобные «говорящие» имена были нередки в языческой Руси. Оно могло означать, что Малуша была младшей дочерью в семье или имела малый рост[22].
  • По Шахматову «Малуша» это — славянизированное «Малфред». Некая Мальфреда (Малфредь) упоминается среди умерших членов княжеского семейства под 1000 годом без указания её родства[23]. Татищев считал её «другой чехиней», женой Владимира Святого (возможно, она — мать Святослава Владимировича). Иногда историки отождествляют её с Малушей.
  • До Татищева Д. Иловайский[24] пришел к выводу, что «Малфред», наоборот скандинавская переделка имени Малуши (для облагораживания имени княжеской матери)[25].

Первоисточники

  • ПВЛ: 49,247
  • Татищев: 51,204,237,279,307
  • НПЛ: 121,523

Литература

  • Д. И. Прозоровский. О родстве св. Владимира по матери. — Записки Императорской Академии наук, т. V, кн. I. СПб., 1864.
  • И. И. Срезневский. О Малуше, милостнице в. к. Ольги, матери к. Владимира. — Записки Императорской Академии наук, с. 33.
  • А.Шахматов. Разыскания о русских летописях. Глава ХIV. Свенельдич и сказочные предки Владимира Святославича
  • Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 446 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 738). — 10 000 экз. — ISBN 5-235-02274-2

Примечания

  1. Вариант имени Малуши, известный из Никоновской и Архангелогородской летописей
  2. ↑ На родине князя Владимира
  3. Владимир Святославович // БСЭ
  4. Дядя по матери
  5. Диба Ю. Літописне Будятино (про місце народження князя Володимира Святославовича та розташування найдавнішої церкви Пресвятої Богородиці) // П’яті «Ольжині читання». Пліснеськ. 7 травня 2010 року. Львів-Броди, 2011, с.23-28.
  6. ПСРЛ. Т. 9, с. 35; Т. 37, с. 60
  7. ПВЛ: В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира», Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.
  8. С. Герберштейн. Записки о Московии
  9. Принято считать, что речь здесь идёт о княгине Ольге, которая на самом деле была не женой Владимира, а его бабушкой.
  10. Монархи России
  11. «О родстве святого Владимира по матери», в «Записках Императорской Академии Наук», V
  12. А. Герасимчук. Тайна смерти князя Игоря Рюриковича
  13. А. Членов. По следам Добрыни
  14. Ю. В. Коновалов. Русский княжеский дом в середине Х века
  15. Хорошев А. С. Добыня \\ Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007. под ред. Янина В. Л.
  16. 1 2 Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 1997. — С. 366, прим. 5.
  17. Соловьёв А. В. Был ли Владимир Святой правнуком Свенельда? // Записки Русского научного института в Белграде. — Белград, 1941. — В. 16—17. — С. 37—64.
  18. 1 2 Поппэ А. В. Родословная Мстиши Свенельдича // Летописи и хроники. 1973 г. — М., 1974.
  19. Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М., 1963. — С. 195.
  20. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 1997. — С. 15.
  21. Словарь Даля
  22. Песни, собранные Рыбниковым
  23. Под 6508 в Нач. своде и Повести вр. лет известие: «Преставися Малъередь»
  24. в «Разысканиях о начале Руси», Москва, 1882, издание 2-е, стр. 357, примечание
  25. Биографический словарь Половцова

Малуша.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01