Lt304888.ru

Туристические услуги

Марков, Алексей Тарасович

13-06-2023

Алексей Тарасович Марков
Алекѣй Тарасовичъ Марковъ

Портрет профессора живописи А. Т. Маркова работы К. А. Горбунова
Дата рождения:

12 марта (24 марта) 1802(1802-03-24)

Место рождения:

Новгород,
Новгородская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

28 февраля (12 марта) 1878(1878-03-12) (75 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург,
Российская империя

Подданство:

 Российская империя

Жанр:

религиозная, историческая живопись

Учёба:

Императорская Академия художеств
класс А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, А. И. Иванова

Стиль:

академизм

Известные работы:

«Евстафий Плакида в Колизее»,
«Фортуна и Нищий».

Награды:

медали Императорской Академии художеств:

  • малая и большая серебряные медали
  • Малая золотая медаль за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора»
  • Большая золотая медаль за картину «Сократ перед кончиною беседует с учениками о бессмертии души»
Работы на Викискладе

Алексе́й Тара́сович Ма́рков (12 [24] марта 1802, Новгород — 28 февраля [12 марта1878, Санкт-Петербург) — русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств.

Содержание

Биография

«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», (1824) — Государственный Эрмитаж.

Марков Алексей Тарасович — исторический живописец, был воспитанником Императорской Академии художеств и развился в ней под руководством Андрея Иванова, Алексея Егорова и Василия Шебуева.

Получив в 1824 году, за свои успехи в рисовании и живописи, две серебряные медали, малую и большую, в том же году окончил академический курс со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, присужденною ему за исполненную по программе картину: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» и оставлен при Академии, в качестве пенсионера, для дальнейшего своего усовершенствования.

Затем, в 1830 году, за картину: «Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души», он был удостоен большой золотой медали и отправлен на казенный счет в чужие края.

В Дрездене скопировал Сикстинскую Мадонну Рафаэля, в Риме исполнил копию с фрески того же художника: «Пожар в Борго» и написал картину собственной композиции: «Фортуна и Нищий», доставившую ему в 1836 году звание академика, и оконченный эскиз: «Христианские мученики в Колизее».

За упомянутый эскиз, в 1842 году, Академия признала Маркова профессором 2 степени. В 1852 году он был повышен в профессоры 1 степени, а с 1865 года имел звание заслуженного профессора.

Не обладая особенно сильным талантом, но будучи прекрасным рисовальщиком и человеком добросовестным и усердным, Марков принес пользу русскому искусству преимущественно своей преподавательской деятельностью; он отличался особым вниманием к молодым художникам, вследствие чего в ученики к нему они записывались в большем числе, чем к другим профессорам.

Из произведений Маркова должно указать, сверх вышепоименованных, на огромную картину: «Иосиф, в Египте, встречает своих братьев», в аттике Исаакиевского собора, два плафона в том же храме, образа иконостаса в Благовещенской церкви конно-гвардейского полка, живопись на парусах купола Введенской церкви семеновского полка и колоссальный плафон главного купола в московском храме Христа, изображающий Триипостасного Бога — одно из замечательнейших созданий русской живописи, в котором, однако, Маркову принадлежит только композиция, а её обработка и письмо — Ивану Макарову, Ивану Крамскому, Николай Кошелеву и Богдану Венигу[1].

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Отзывы современников о творчестве художника

Был также профессором Алексей Тарасович Марков. Это - адамова голова со стоящей в разнотык щетиной. К. П. Брюллов окрестил его в Колизей Фортуныча, нищего профессора в долг. Это потому, что он только и сотворил в жизни картину «Фортуна и нищий» и написал за все восемь лет римского жития эскиз «Колизей, или первые мученики христианства», пообещав написать картину. Двадцать пять лет белый холст стоял в его мастерской, и картину никто не увидел. Но, оставя эти насмешки в сторону, всякий из нас отдаст ему справедливость, что это был лучший профессор и преподаватель, а потому учеников у него было более всех.

Алексей Боголюбов «Записки моряка—художника»[2]

Примечания

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах = Энциклопедическiй словарь / под редакцией К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.. — СПб: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1896. — Т. XVIIIА(36) «Малолѣтство – Мейшагола». — С. 658. — 958 с.
  2. «Записки моряка—художника»  (рус.). Академия художеств или свободным художествам. Межрегиональная общественная организация Центр Духовной Культуры. Архивировано из первоисточника 6 мая 2012. Проверено 8 августа 2010.

Ссылки

  • Марков Алексей Тарасович в энциклопедии русской живописи Artsait.ru  (рус.). Архивировано из первоисточника 30 июня 2012.
  • Марков Алексей Тарасович в Энциклопедии живописи и графики Art-каталог  (рус.).

Марков, Алексей Тарасович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01