Lt304888.ru

Туристические услуги

Махатма

06-09-2023

Махатма Ганди

Махатма (дев. महात्मा) — понятие в индуизме, имеет значение «спасённый при жизни». В христианстве синонимом термина можно считать понятие «святой». Этим термином назвали таких заметных людей как Мохандас Карамчанд Ганди и Джотиба Пхуле (Jyotirao Phule). Индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей книге (Rabindranath Tagore: An Anthology, p. 2) популяризовал это понятие применительно к Ганди[1].

Термин также применяется к некоторым адептам, освобожденным душам или профессионалам.

Человек, который уже при жизни считается спасённым от круговорота сансары и ведёт себя спокойно при любых обстоятельствах, будь хорошо или плохо, ведь внешние признаки не затрагивают истинных гуру, познавших истину. Их уверенность можно сравнить с огромной скалой, на которую не действует пролетающий мимо ветер.

Содержание

Этимология

Термин Махатма — очень древнее слово[2], представляющее собой комбинацию из двух санскритских слов: Маха (большой) и Атма (душа), что можно перевести как «великая душа»[3]. При этом великий, благодаря именно высоким моральным качествам и раскрытому интеллектуальному потенциалу[2].

В своих книгах Елена Блаватская описывала Махатму как возвышенное существо, достигнувшее совершенного контроля над своими низшими проявлениями, освободившееся от гнета «плотского человека»[2].

Махатма — человек, который благодаря специальным техникам и подготовке достиг высокого духовного знания и развил в себе высшие способности, доступные остальным людям только после множества перевоплощений на пути духовной эволюции, возможной только в том случае, если они будут развиваться, а не уничтожат самих себя, живя против законов природы[4].

Елена Рерих писала, что индусы многое знают о своих Махатмах, но охраняют это священное знание от посторонних. В частности, многие не хотели, чтобы Блаватская раскрывала эти имена миру[5].

На языке Пали понятие Махатма обозначается словами Рахат или Архат[2].

Теософия

Слово, применявшееся, в основном, в религиозной сфере, впервые было использовано в теософской литературе в конце XIX века Еленой Блаватской, одной из основательниц Теософского общества, когда она упоминала своих учителей как Махатм (или адептов), проживающих в Тибете[1].

В соответствии с теософским учением Махатма не бестелесный дух, а высокоразвитый человек, занятый индивидуальным духовным ростом и развитием земной цивилизации в целом. Блаватская была в наше время первой, кто утверждал о своей связи с этими адептами, в частности с Махатмой Кут Хуми и Махатмой Мориа[1].

В декабре 1879 года Блаватская приехала по приглашению Альфреда Синнетта в Аллахабад (Индия). Серьёзный интерес Синнетта к теософскому учению и к работе Теософского Общества побудили Блаватскую согласиться в 1880 году на пересылку его письма «Неизвестному Брату» (так он написал на конверте). Переписка продолжалась около четырёх лет[6].

Почерпнув из этой переписки некоторые сведения из области оккультизма, Синнетт написал книги «Оккультный мир»[7] (1881) и «Эзотерический буддизм»[8] (1883), которые оказали значительное влияние на общественный интерес к теософии. Большая часть писем 1880-84 годов, содержащих объяснения и ответы Махатм на вопросы Синнетта, была опубликована в Лондоне в 1923 году как «Письма Махатм Синнетту». В первые годы после создания Теософского общества, Махатмы переписывались со многими его участниками. Большая часть этих писем была напечатана в двух томах, названных «Письма Учителей Мудрости»[9][10].

Критика

Само существование Махатм и их адептов часто порождало довольно яркие споры. Критики Елены Блаватской постоянно ставили под сомнение ее связь с Мастерами, а также вообще их существование. Но около 25 человек утверждали, что видели или даже встречались с этими махатмами. В конце XX века К. Пол Джонсон (англ.)русск. в ряде своих публикаций выдвинул интересную, но противоречивую теорию о Мастерах[1].

После смерти Блаватской в 1891 году, множество людей утверждало, что имеют связь с ее Учителями и что теперь они являются новыми «посыльными» Мастеров, передавая различные новые эзотерические знания[1]. Сейчас различные нью-эйдж, метафизические и религиозные организации ссылаются на связь с этими Мастерами, несмотря даже на то, что их характер и учение существенно отличается от того, что описано теософскими писателями.

Литература

  • А. Игнатьев. Миф о махатмах в теософизме Блаватской

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Из английского раздела Википедии
  2. 1 2 3 4 Е. П. Блаватская «Ключ к теософии»
  3. Пояснение: МАХАТМА
  4. Е. П. Блаватская, Избранные статьи, «Махатмы и чела»
  5. Письма Е. И. Рерих Асееву, т.1
  6. См. Письма Махатм
  7. «Оккультный мир»
  8. «Эзотерический буддизм»
  9. «Письма Учителей Мудрости», вып.1
  10. «Письма Учителей Мудрости», вып.2

Махатма.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01