Lt304888.ru

Туристические услуги

Маха обнажённая (марки Испании)

13-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Маха обнажённая
исп. La maja desnuda

 (Скотт #397)
Тип марки

коммеморативная

Страна выпуска

Испания Испания

Место выпуска

Севилья

Издатель

Waterlow & Sons[en], Лондон

Художник

Франсиско де Гойя (1746—1828)

Гравёр

José Luis López Sánchez-Toda (1902—1975)

Способ печати

металлография

Дата выпуска

15 июня 1930

Номинал

1, 4 и 10 песет

Зубцовка

12½, линейная

Особенность

первые в мире почтовые марки с обнажённой натурой

Тираж (экз.)

1 и 4 песеты — 231 тыс.;
10 песет — 9,8 тыс.
(без учёта новоделов)

Оценка (Скотт)

1 песета, негашёная — ¢75;
4 песеты, негашёная — ¢55;
10 песет, негашёная — $10,5 (2007)

Оценка

три негашёные марки — $20—30
(Stamp News, 2011)

Ма́ха обнажённая (исп. La maja desnuda) — филателистическое название трёх почтовых марок Испании 1930 года с изображением одноимённой картины (1800) Франсиско де Гойи (1746—1828)[1]. Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти этого испанского художника, и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой[2].

 (Скотт #398)
 (Скотт #399)

Описание

Полная серия состоит из 32 марок. 14 из них, номиналами от 1 сентаво до 5 песет (Скотт #386—396 и 400—402), имеют одинаковый дизайн в разных цветах — портрет Франсиско де Гойи в зрелые годы (1826) работы Висенте Лопеса-и-Портаньи.

Портрет Франсиско де Гойи, 1826 (Скотт #387)

В рамках серии были выпущены и 13 авиапочтовых марок с офортами из циклов Гойи Los Caprichos и Los Disparates (Скотт #C18—30)[3], а также ещё две марки спешной почты — обычной (Скотт #E7) и авиа- (Скотт #CE1) — с надпечатками urgente («срочно»).

На оставшихся трёх марках высоких номиналов — тёмно-фиолетовой (1 песета), серо-зелёной (4 песеты) и красно-коричневой (10 песет) (Скотт #397—399) — гравёр José Luis López Sánchez-Toda воспроизвёл одну из самых известных и скандальных картин художника — «Маху обнажённую».

Размер экземпляра 47×34 мм, бумага без водяных знаков, зубцовка 12½ линейная.

Появление

Выпуск марочной серии был приурочен к закрытию Иберо-американской выставки[en] в Севилье (9 мая 1929 — 21 июня 1930) и, одновременно, к 100-летию со дня смерти Франсиско де Гойи. Это фиксируется большинством каталогов, несмотря на то, что круглая годовщина отмечалась двумя годами ранее, в 1928-м,[4], причём даты тоже не совпадают: художник умер 16 апреля, а серия увидела свет 15 июня.

Марки с обнажённой Махой были заказаны в лондонской типографии Waterlow & Sons[en] частным образом, но государственная почта Испании (Correos[es]) в обмен на часть тиражей признала этот выпуск легитимным. Заявленной целью его распространения было окупить затраты на строительство Quinta de Goya (букв. «загородный дом Гойи»)[5] — целиком посвящённого творчеству знаменитого испанца выставочного павильона, где были размещены некоторые его картины и офорты[6].

Комплект имел намеренно завышенную, по сравнению с обычными почтовыми тарифами, номинальную стоимость (он продавалcя за сумму, эквивалентную американским $5 того времени). Марки поступили в продажу 15 июня 1930 года, гасились с помощью четырёх разных видов почтовых штемпелей, причём были действительны для оплаты почтовых услуг всего три дня, до 17 июня[5], поэтому в погашенном виде они редки, а большая часть гашений — подделки более позднего времени, некоторые с ошибкой (CUINTA GOYA вместо QUINTA GOYA)[4].

Сведения о проданных за три дня тиражах разнятся. По данным нью-йоркской газеты The Brooklyn Daily Eagle от 1 августа 1930 года, совокупно было распространено 29 тыс. экземпляров первого выпуска марок с изображением обнажённой Махи всех трёх номиналов[7]. Согласно же сегодняшним версиям, было выпущено 9800 штук «Мах» номиналом 10 песет и 231 тыс. штук двух остальных номиналов (1 и 4 песеты)[5].

Подоплёка

Утратившая прелести своего «золотого века», экономическое преуспевание, мировое лидерство, бо́льшую часть колониальных владений Испания рубежа XVIII—XIX веков испытывала хронический упадок. Политическое и культурное доминирование северной соседки — Франции, — особенно сказывавшееся на испанской элите, не могло не вызвать неприятия и стремления к национальному освобождению в обществе, обострявшегося поиска национальной идентичности как пути выхода из кризиса.

Majos и их подружки majas — представители происходившего из провинции деклассированного городского люмпен-пролетариата тогдашней Испании — сыграли роль катализатора общественной дискуссии и превратили свой низший статус в способ заявить о свободе и неприятии afrancesado («офранцуженных», высшего света и традиционного общества того времени в целом). И мужчины, и женщины махо носили на поясе кинжалы, вызывающе и щегольски одевались, вели себя нарочито надменно, отличались свободой нравов, порой промышляли бандитизмом и грабежами. В их среде аристократия находила любовников-жиголо и любовниц на содержании[8].

Сильный националистический подтекст превратил образ махи — по сути проститутки — в культ пылкой и свободной испанки. Элементы одежды из трущоб были переосмыслены знатью как органичная часть испанского национального костюма. Для Франсиско Гойи воплощение такого тренда — «махизма» (majismo) — стало излюбленной темой, а его картина «Маха обнажённая» стала в этом смысле кульминационной. Правда, художник писал своё полотно для будуара герцогини Альбы и вряд ли предполагал, что его «Маха» менее чем через полтора века станет доступна широкой публике многотысячными тиражами[9].

В 1920—1930-е годы Испания вновь находилась на перепутье, вызванном болезненным поражением в испано-американской войне 1898 года, углублявшимся экономическим кризисом, волнами сепаратизма (см. также: Марки каталонских сепаратистов) и широкомасштабной полемикой о самой «сущности Испании». Эти искания вылились в глубокий национальный раскол и, позже, в кровавую гражданскую войну. Интеллигенции «поколения 98 года» нужны были сильные эпатирующие символы, способы дерзкого воплощения национальной идеи — и «махизм» пришёлся кстати[9][8]. Его манифестацией с очевидным для испанского общества подтекстом и стали почтовые марки «Маха обнажённая».

Эссе невыпущенных почтовых марок «Маха одетая»

В своей книге El Arte de Grabar el Sello, опубликованной в 1969 году, гравёр серии Хосе Санчес-Тода воспроизвёл подготовленное им к выпуску альтернативное марочное эссе — с «Махой одетой» — на случай, если государственная почта Испании откажется утверждать более смелый вариант. Утверждение «Махи одетой» сохраняло бы весь символизм выпуска, хотя при таком выборе последний скорее всего оказался бы менее скандален. Однако почта пошла ва-банк[10].

Несмотря на то, что почтовые марки официально являются «визитной карточкой» выпустившей их страны, одним из её официальных медиасимволов, и потому сексуальные мотивы в их дизайне традиционно редки[11] (и это тем более верно для первой половины XX века), демонстрация на марках того времени обнажённой плоти (как женской, так и мужской), строго говоря, не была новостью.

Женская обнажённая натура на почтовых марках конца XIX — начала XX веков

Изображение античных статуй или стилизации под них были достаточно распространённым элементом дизайна как знаков почтовой оплаты, так и различных фискальных марок, квитанций об оплате, чеков, банкнот, ценных бумаг — то есть любых государственных и корпоративных бумаг, нуждавшихся в защите тиража от подделки с помощью эстетически приемлемого усложнения рисунка. Кроме того, на марках африканских колоний порой фигурировали негритянки с неприкрытой грудью. Однако именно «Маха обнажённая» стала первым в мире случаем открытого изображения тела земной женщины (не богини) с лобковой растительностью[12], что открыло, таким образом, новую популярную тему в филателии — ню[2].

Реакция

Появление в 1930 году серии «Маха обнажённая» вызвало скандал в консервативной католической Испании. Пуристы выступали с громкими публичными протестами[2], обличая угрозу общественной нравственности. По их мнению, в частности, такие марки могли сделать порочными невинных детей-филателистов[13]. В то же время торговцы выставляли шокирующую серию в витринах магазинов[14].

Республиканцы активно использовали эти почтовые марки для политической пропаганды против разврата декадентствующей знати и её сторонников-монархистов, что ускорило смену общественного строя[15][16]: в апреле 1931 года, то есть меньше чем через год, король Испании Альфонсо XIII бежал и был низложен, страна провозглашена республикой, а её дворянство лишено всех привилегий[17].

Тем временем марочный скандал вышел за пределы собственно Испании. Во Всемирном почтовом союзе стали получать протесты (причём некоторые на государственном уровне, что могло повлечь почтовые войны), но они, правда, остались без удовлетворения[2]. «Тайм», один из ведущих американских журналов того времени, писал о поднявшейся из-за выпуска этих марок волне возмущения во всём мире. Не скрывая эмоций, издание разъясняло[3]:

Неприличная картина уже достаточно плоха [сама по себе], но почтовая марка, чью обратную сторону следует лизать! …Миллионы невинных детей [же] собирают марки.

В 1952 году полиция Остенде (Бельгия) конфисковала марки «Маха обнажённая» с витрины магазина местного марочного дилера как «аморальные»[18]. Известный американский юморист, колумнист журнала The New Yorker Фрэнк Сэлливан[en] любил клеить их на письма своим друзьям[19]. Поначалу почтовые власти разных городов Соединённых Штатов относились к шокирующим маркам по-разному: так, в Бостоне уже в июле 1930 года вся франкированная ими корреспонденция блокировалась, в это же время в Вашингтоне, как писала пресса, «ничего не могли поделать с дизайном марок других государств»[20]. Впрочем, к концу 1930 года Почтовый департамент США официально запретил всю франкированную «Махами» почту, попадавшую в страну. Такие письма стали принудительно изыматься и возвращаться отправителям[11].

Полоска из пяти марок, не перфорированных между собой

Свои претензии власти США конкретизировали в 1958—1959 годах, когда на экраны вышел фильм Генри Костера «The Naked Maja»[en] совместного производства США, Италии и Франции. Кинокомпания-производитель United Artists Corp. в рекламных целях попыталась тогда разослать почтой 2268 открыток с анонсом фильма и репродукцией картины Гойи «Маха обнажённая», но рассылка была остановлена Почтовым департаментом, который счёл её нарушающей части 1461 и 1463 раздела 18 Кодекса США, запрещающие отправку «распутного, сладострастного или непристойного» (англ. lewd, lascivious or indecent) содержимого[21].

Протест кинокомпании, указавшей, что на открытках воспроизведена картина, находящаяся в открытом доступе в музее Прадо в Мадриде, был, тем не менее, отклонён. На судебных слушаниях было установлено, что нахождение картины «Маха обнажённая» в музее не является криминалом, однако рассылка подобного изображения «сексуально провоцирует на распутство и сладострастный интерес в отношении обычного человека»[21]. Описанная законодательная норма перестала действовать в США в 1996 году[22].

В 2000 году скандальная серия испанских марок 1930 года была увековечена в романе Hit List писателя Лоуренса Блока[en], где главный герой Келлер подробно описывает свои связанные с её приобретением переживания подростка-коллекционера[23]. В филателистической литературе «Маха обнажённая» 1930 года оценивается как, «возможно, самая известная в истории марка, связанная с сексуальностью»[14].

Последующие выпуски

В 1958 году испанские марки с «Махой обнажённой» были воспроизведены в Соединённых Штатах в изданной ко Дню почтовой марки 10-марочной серии с наиболее известными полотнами Гойи. Ещё один выпуск — беззубцового блока из четырёх факсимиле марки Испании 1930 года номиналом в 4 песеты, но в разных цветах, — увидел свет в США в 1996 году[5]. Обе эти эмиссии, впрочем, являются лишь частной инициативой местных филателистических клубов[14].

Кроме того, между 1932 и 1969 годами компания Waterlow & Sons несколько раз допечатывала в Лондоне все номиналы скандальной серии с оригинальных печатных форм, выбросив на рынок тиражи, вдесятеро превышающие изначальные. Эти новоделы невозможно отличить от оригиналов, однако даже они по-прежнему представляют интерес для филателистов[5].

Все марки серии существуют в беззубцовом виде, а также в парах и полосках без перфорации между элементами, но с внешней зубцовкой. Некоторые — в изменённых цветах (в основном, красные и синие) ограниченными тиражами[4]. Известно, что в 1930 году были выпущены только три беззубцовки по цене примерно в шесть раз выше нормального перфорированного варианта[5].

Как результат, три негашёные марки с «Махой обнажённой» в 2011 году оценивались журналом Stamp News лишь в $20—30[4]. Всю серию в конце 2015 года можно было обнаружить на филателистическом рынке примерно за $50. Полный комплект, включающий надпечатки «Urgente» (Скотт #386—402, C18—30, CE1, E7) и образцы всех марок (надпечатки muestra вертикально слева), совокупно оценивается на специализированных филателистических интернет-аукционах в $350—400.

За прошедшие десятилетия картину Гойи «Маха обнажённая» неоднократно воспроизводили на своих почтовых марках и другие страны мира, в том числе со значимым религиозным доминированием в обществе (Парагвай, ОАЭ, Албания и др.)[2].

См. также

Примечания

  1. Обнажённая Маха. — «Филателистический словарь» на skandinav.eu
  2. ↑ The Nude Maja, Philatelic Scandal. — Newsletter of the International Postal Philatelic Club, No. 2, апрель 2014 года. (англ.) (фр.)
  3. ↑ The lesser known Spanish Goya’s. — Nortwest Philatelic Library Research, Vol. 6, Issue 12. — май 2010 года. (англ.)
  4. ↑ Who was La Maja? — Stamp News, май 2011 года. — pp. 64—67. (англ.)
  5. ↑ The Clothed and The Naked Maja by Goya. — Artonstamps.org, март 1997 года. (англ.)
  6. La Quinta de Goya. — exposicioniberoamericanadesevilla1929.es (исп.)
  7. Maybe. — The Brooklyn Daily Eagle, 1 августа 1930 года. — p. 15. (англ.)
  8. 1 2 Esdaile, C. Spain in the Liberal Age: From Constitution to Civil War, 1808—1939. — Wiley-Blackwell, 2000. — 448 p. — ISBN 0-631-14988-0 (англ.)
  9. ↑ ‘Spain, the Eternal Maja': Goya, Majismo, and the Reinvention of Spanish National Identity in Granados’s Goyescas. — University of California, Journal of the Center for Iberian and Latin American Music, 25 февраля 2005 года. (англ.)
  10. Sanchez-Toda, J. El Arte de Grabar el Sello. — Barcelona: Emeuve, 1969. — p. 152. (исп.)
  11. ↑ Homoerotic artist Tom of Finland gets the official stamp of approval. — The Guardian, 15 апреля 2014 года. (англ.)
  12. Duchess of Alba: The Royal Cougar. — The Daily Express, 7 октября 2011 года. (англ.)
  13. Loud protests were heard complaining that the 'naked' stamp [of Goya’s The Naked Maja] would corrupt innocent children who collected stamps.

    Child, J. Miniature Messages: The Semiotics and Politics of Latin American Postage Stamps. — Duke University Press Books, 2008. — p. 40. — ISBN 978-0822341796

  14. ↑ Gay philately, famed nudes: Collecting’s sexual facets. — Chicago Tribune, 23 сентября 1979 года. (англ.)
  15. Mackay, J. Complete Guide To Stamps & Collecting. — Hermes House, 2008. — P. 172—173. — ISBN 978-1-84477-725-9 (англ.)
  16. Марки Испании. — ambilive.ru
  17. Шубин, А. Великая испанская революция. — М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2011. — 605 c. — ISBN 978-5-397-02355-9
  18. Display Of Stamps Termed 'Immoral'. — Toledo Blade, ноября 1952 года. (англ.)
  19. Life, Vol. 4, No. 20, 16 мая 1938 года. — P. 45. (англ.)
  20. Stamp nudes create furur among collectors; fear ban. — The Brooklyn Daily Eagle, 25 июля 1930 года. — p. 13. (англ.)
  21. ↑ 1959 Goya Work Creates Polemic. — The New York Times, 24 апреля 2009 года. (англ.)
  22. Editorial. — Times Newsweekly, 5 мая 2011 года. (англ.)
  23. Block, L. Hit List. — William Morrow, 2000. — p. 304. — ISBN 978-0-06-019833-6 (англ.)

Ссылки

  • Eugenio de Quesada La leyenda de «La Maja Desnuda» (Emisión Quinta de Goya, 1930). — Estudios de Afinet, No. 4. — ноябрь 2009 года. — P. 29—41. — ISBN 978-84-613-5735-2 (исп.)

Маха обнажённая (марки Испании).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01