Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора[1].
Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания — французский политический деятель Альбер Тома. В настоящее время генеральным директором является Гай Райдер. В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб-квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 годуСССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина[1].
В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву[2].
Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма.
МОТ — одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174[1].
Причины образования МОТ
Политическая причина
Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем[1].
Социальная причина
Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества[1].
Экономическая причина
Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран[1]. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах»[3].
Структура МОТ и её основополагающие документы
Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации[1].
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.
МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.
В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.
Устав МОТ
Филадельфийская декларация МОТ
В 1944 году на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.
все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Регламент Международной конференции труда
В Викитеке есть полный текст Декларации МОТ Об основополагающих принципах и правах в сфере труда
Международная конференция труда МКТ
Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.
Административный Совет
Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения её решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета — в марте, июне и ноябре.
В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира — Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.
Международное бюро труда МБТ
Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т. д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона. Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).
№ 133 Конвенция 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения)
№ 134 Конвенция 1970 года о предупреждении несчастных случаев (моряки)
№ 135 Конвенция 1971 года о представителях трудящихся
№ 136 Конвенция 1971 года о бензоле
№ 137 Конвенция 1973 года о портовых работах
№ 138 Конвенция 1973 года о минимальном возрасте
№ 139 Конвенция 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях
№ 140 Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках
№ 141 Конвенция 1975 года об организациях сельских трудящихся
№ 142 Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов
№ 143 Конвенция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения)
№ 144 Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)
№ 145 Конвенция 1976 года о непрерывности занятости моряков
№ 146 Конвенция 1976 года об оплачиваемых отпусках морякам
№ 147 Конвенция 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте
№ 148 Конвенция 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация)
№ 149 Конвенция 1977 года о сестринском персонале
№ 150 Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда
№ 151 Конвенция 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе
№ 152 Конвенция 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы)
№ 153 Конвенция 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте
№ 154 Конвенция 1981 года о коллективных переговорах
№ 155 Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда
№ 156 Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями
№ 157 Конвенция 1982 года о сохранении прав в области социального обеспечения
№ 158 Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений
№ 159 Конвенция 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов
№ 160 Конвенция 1985 года о статистике труда
№ 161 Конвенция 1985 года о службах гигиены труда
№ 162 Конвенция 1986 года об асбесте
№ 163 Конвенция 1987 года о социально-бытовом обслуживании моряков
№ 164 Конвенция 1987 года о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков
№ 165 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о социальном обеспечении моряков
№ 166 Конвенция (пересмотренная) 1987 года о репатриации моряков
№ 167 Конвенция 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве
№ 168 Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы
№ 169 Конвенция 1989 года о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни
№ 170 Конвенция 1990 года о химических веществах
№ 171 Конвенция 1990 года о ночном труде
№ 172 Конвенция 1991 года об условиях труда в гостиницах и ресторанах
№ 173 Конвенция 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя
№ 174 Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий
№ 175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени
№ 176 Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах
№ 177 Конвенция 1996 года о надомном труде
№ 178 Конвенция 1996 года об инспекции труда моряков
№ 179 Конвенция 1996 года о найме и трудоустройстве моряков
№ 180 Конвенция 1996 года о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами
№ 181 Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости
№ 182 Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда
№ 183 Конвенция 2000 года об охране материнства
№ 184 Конвенция 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве
№ 185 Конвенция (пересмотренная) 2003 года об удостоверениях личности моряков
№ 186 Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве
№ 187 Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда
№ 188 Конвенция 2007 года о труде в рыболовном секторе
№ 189 Конвенция 2011 года о достойном труде домашних работников[4]
Рекомендации МОТ
Рекомендация № 1
Методы работы и основные сферы деятельности
Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются
разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:
развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм)
разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность)
оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством
проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.
Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.
Государства — члены МОТ
Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Ангола
Антигуа и Барбуда
Аргентина
Армения
Афганистан
Багамские Острова
Бангладеш
Барбадос
Бахрейн
Беларусь
Белиз
Бельгия
Бенин
Болгария
Боливия
Босния и Герцеговина
Ботсвана
Бразилия
Буркина-Фасо
Бурунди
Бывшая Югославская Республика Македония
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Габон
Гаити
Гайана
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Германия
Гондурас
Гренада
Греция
Грузия
Дания
Джибути
Доминика
Доминиканская Республика
Египет
Заир
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Ирак
Исламская Республика Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Йемен
Кабо-Верде
Казахстан
Камбоджа
Камерун
Канада
Катар
Кения
Кипр
Кирибати
Китай
Колумбия
Коморские Острова
Конго
Корея, Республика
Коста-Рика
Кот-д’Ивуар
Куба
Кувейт
Кыргызстан
Лаосская Народно-демократическая Республика
Латвия
Лесото
Либерия
Ливан
Ливийская Арабская Джамахирия
Литва
Люксембург
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Мозамбик
Молдова, Республика
Монголия
Мьянма
Намибия
Непал
Нигер
Нигерия
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Норвегия
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Пакистан
Панама
Папуа-Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Польша
Португалия
Российская Федерация
Руанда
Румыния
Сальвадор
Сан-Марино
Сан-Томе и Принсипи
Саудовская Аравия
Свазиленд
Сейшельские Острова
Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Кристофер и Невис
Сент-Люсия
Сингапур
Сирийская Арабская Республика
Словакия
Словения
Соединенное Королевство
Соединенные Штаты Америки
Соломоновы Острова
Сомали
Судан
Суринам
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Таиланд
Танзания, Объединенная Республика
Того
Тринидад и Тобаго
Тунис
Туркменистан
Турция
Уганда
Узбекистан
Украина
Уругвай
Фиджи
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Центрально-африканская Республика
Чад
Чешская Республика
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эстония
Эфиопия
Югославия
Южно-Африканская Республика
Ямайка
Япония
Сотрудничество России и МОТ
Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.
Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.
МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.
Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.
С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).
Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ. Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».
МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.
Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.
Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».
Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.
Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.
В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:
Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);
Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);
Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);
Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);
Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);
Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).
Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.
Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедур
Конвенции МОТ, ратифицированные Россией
Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
1818. На Конгрессе Священного Союза в Ахене, Германия, английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.
1890. Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.
1900. На конференции в Париже создано первое объединение защиты трудящихся.
1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции — об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.
1919. Рождение МОТ. Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.
1925. Принятие конвенций и рекомендаций по социальному обеспечению.
1927. Проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.
1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.
1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.
Конвенции МОТ. Сайт Международной организации труда
Ссылки
Устав Международной организации труда
Официальный сайт МОТ (англ.)
База данных международных трудовых стандартов МОТ (англ.)
Конвенции МОТ
Официальный сайт Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии
Устав МОТ
Самсон К. Нормотворческая и надзорная система Международной организации труда. // Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы международной защиты прав человека Стр. 154—186
Лютов Н. Л., Морозов П. Е. Международное трудовое право. М.: Проспект, 2011
Бекяшев Д. К. Международное трудовое право. М.: Проспект, 2008