15-09-2023
Мета́бола (греч. μεταβολή — поворот, перемена, переход) в древнегреческой гармонике — перемена в звуковысотной структуре, как правило, приводящая к перемене этоса (характера) музыки; в современной гармонии — категория модального лада.
Содержание |
Метабола была известна уже Аристоксену[1]. Последователь Аристоксена Клеонид различает метаболу в четырёх смыслах: (1) по роду, (2) по «системе» (звукоряду, см. Полная система), (3) по тону (т.е. ладу), (4) по мелопее.
Под метаболой по системе Клеонид понимает переход из тетрахорда соединённых к тетрахорду отделённых (разъединённых), под метаболой по тону - переход из одного лада в другой. Метабола по мелопее - изменение характера (этоса) мелодии[2].
Важное музыкальное качество метаболы и, так сказать, благоприятная композиционная предпосылка - наличие общих звуков между источником и целью метаболы[3]. По этой причине Птолемей (Harm. II,6) считает переход от дорийского лада к миксолидийскому (из 7 ступеней 5 у них общие) чрезвычайно удобным. Он описывает эту ладовую метаболу так:
Когда мелодия, поднимаясь, достигает месы и не попадает, как обычно, на разъединенный тетрахорд согласно квинтовому консонансу с тетрахордом средних, а перенаправлена и как бы совмещена с тетрахордом, соединенным с месой, так что вместо квинт она образует кварты со звуками перед месой, тогда чувства испытывают отклонение, отступление того, что возникло, от ожидавшегося — приемлемое, если совмещение соразмерно и благозвучно, и неприемлемое, если наоборот. Поэтому прекраснейшей и чуть ли не уникальной по своему значению оказывается метабола, подобная той, которая описана выше, использующая тоновый предвосхищающий переход, т.е. разницу между квинтой и квартой[4].
Сходным образом описывает метаболу Аристид Квинтилиан:
Метабола — изменение исходной системы[5] и характера звучания (τῆς φωνῆς χαρακτῆρος). Поскольку каждой системе соответствует некий тип звучания (τῆς φωνῆς τύπος), очевидно, что с изменением гармоний[6] меняется и облик мелодии. Ладовые метаболы бывают самые разные в соответствии с каждым из простых и составных интервалов, однако приятнее те, которые возникают из консонансов, а остальные — не вполне [приятны] (Arist. Mus. I.11).
Метабола по системе (Первый дельфийский гимн, 127 г. до н.э.; фрагмент):
От метаболы по звукоряду (системе или ладу) следует отличать транспозицию, т.е. (в контексте гармоники) перенос всех звуковысот на другую (по отношению к исходной, представляемой в качестве «базовой») высоту. В случае транспозиции, по Птолемею, мелодия не меняется, меняется «тон» (степень напряжения голоса или, например, струн лиры); в случае ладовой метаболы «мелодия утрачивает свой первоначальный порядок, а высота имеет значение не сама по себе, а как производное от мелоса»; транспозиция «не внушает чувствам ощущение различия в такой степени, что оказывается затронут этос, а лишь ощущение различия по высоте»[7].
Учение о метаболе составляет стандартный раздел византийской гармоники (изложено у Бакхия, Анонимов II и III Беллермана).
При том что метабола по ладу типологически родственна отклонениям и модуляциям в гармонической тональности XVII-XX вв., именовать (модальную) метаболу (тональной) модуляцией нецелесообразно[8]. Со времён Римана[9] слово «модуляция» закрепилось в терминологическом значении перехода из одной (мажорно-минорной) тональности в другую; в старинной модальной музыке такой тональности не было. Кроме того, латинские слова «modulari», «modulatio» (и новоевропейские дериваты), чрезвычайно распространённые в античной (римской), средневековой и ренессансной теории музыки западной Европы[10], имели совершенно другое значение.
В отечественной науке термин «метабола» ввёл в употребление в XIX веке Юрий Арнольд, в т.ч. он предложил использовать его по отношению к богослужебному пению православной традиции[11]. Ю.Н.Холопов распространял понятие метаболы на всякую модальную музыку (в т.ч. русской народной песни), подразумевая под «метаболой» метаболу по интервальному роду (например, перемену пентатоники на диатонику) и метаболу по (ладовому) звукоряду[12].
Метаболы, наблюдаемые в старомодальной гармонии, обычно применяются для выражения сильных «драматических» эмоций либо носят изобразительный (колористический) характер. Яркие примеры метаболы по тону: Дюфаи. Мотет «Ave regina caelorum» (на словах «Miserere supplicanti Dufay»[13]), мотет Жоскена (?) «Absalon fili mi» (в конце пьесы, на словах «...sed descendam in infernum plorans»[14]). Метаболы по тону и метаболы по системе, которые случаются в старомодальной музыке, старинная теория музыкальной композиции объясняла как результат гексахордовой мутации.
Метабола.