11-05-2023
Архимандри́т Михаи́л (в миру Митя́й; ?, Коломна — 1379, Византийская империя) — архимандрит московского Спасского монастыря; наречённый митрополит «Великой Руси» (наместник), составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия», духовник великого князя Дмитрия Донского и старейших бояр[1].
Содержание |
Дата его рождения достоверно неизвестна, но известно место его рождения — город Коломна. Был близок с Великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским) и его боярами, однако духовенством воспринимался враждебно. По-видимому, князь заметил его и приблизил к себе в 1366 году, когда в Коломне праздновал свою свадьбу.
Источники описывают его как выдающуюся по своим физическим и интеллектуальным качествам личность[2]. В течение нескольких лет он был духовником великого князя и старейших бояр, а также печатником (хранителем печати) великого князя, что являлось привилегией не только и не столько церковной, сколько государственной.
После смерти святителя Алексия (Бяконта) преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника, Новоспасского архимандрита Михаила. По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию[3].
Для утверждения сана митрополита Митяй вынужден был совершить поездку в Константинополь, во время которой скончался. По смерти Митяя Никоновская летопись отмечает:
Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше[4].
Михаил (наречённый митрополит Киевский).