Lt304888.ru

Туристические услуги

Молодцова, Майя Михайловна

18-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Майя Молодцова
Дата рождения:

31 марта 1936({{padleft:1936|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:31|2|0}})

Место рождения:

Ташкент, УзССР, СССР

Дата смерти:

7 марта 2014({{padleft:2014|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:7|2|0}}) (77 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Россия

Страна:

СССР, Россия

Научная сфера:

театровед, театральный педагог

Место работы:

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Учёная степень:

кандидат искусствоведения

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Ленинградский театральный институт

Известен как:

специалист по истории западно-европейского театра

Ма́йя Миха́йловна Молодцо́ва (31 марта 1936, Ташкент — 7 марта 2014, Санкт-Петербург) — российский искусствовед, театровед, профессор СПбГАТИ.

Выпускница и преподаватель театроведческого факультета Ленинградского театрального института имени Островского (позже ЛГИТМиК, ныне СПГАТИ)[1]. Известный российский театровед, специалист по истории итальянского театра. Среди её учеников многие известные деятели театра и кино России.

Биография

Крупнейший современный исследователь итальянского театра. Молодцова более полувека преподавала в петербургской Академии театрального искусства историю зарубежного театра. Читала лекции, вела семинары со студентами и аспирантами. Широта её научных интересов огромна: от театра эпохи Возрождения (последняя опубликованная её статья была посвящена спектаклю «Эдип-царь» 1585 г. в легендарном театре Олимпико в Виченце[2]) до Пикколо театро Дж. Стрелера, на гастрольные спектакли которого в 2007 г. Майя Михайловна откликнулась рецензией в Петербургском театральном журнале[3]. Все, что случилось в итальянском театре между эпохой Возрождения и современностью интересовало ученого ничуть не меньше: а это и комедия дель арте (свой взгляд на этот феномен Молодцова изложила в отдельной книге[4]), и итальянский футуризм (в 2004 г. Молодцова составила и перевела эстетические манифесты и тексты для соответствующего раздела хрестоматии по Искусству режиссуры[5], большинство из них впервые появились на русском языке). Неаполитанскому диалектальному театру была посвящена её диссертация[6]. О великом неаполитанце Эдуардо де Филиппо - первая её книга, увидевшая свет в 1965 г. В последующие годы вышли интереснейшие монографии Майи Михайловны о Л.Пиранделло и К.Гольдони.

До последних дней Молодцова оставалась блистательным и деятельным учёным, она преподавала и вела серьезную научную работу. Нас ещё ждет ряд её посмертных публикаций. В печати находятся комментарии к статьям, посвященным итальянскому искусству, в журнале В. Э. Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам», научный доклад об особенностях итальянской новой драмы начала ХХ века.

Семья

Дочь - А.Б.Ульянова, филолог, кандидат искусствоведения, доцент.

Интересные факты

На одном курсе с М. М. Молодцовой учились выдающиеся педагоги и историки театра: Н. Б. Владимирова, Л. Г. Пригожина, Г. В. Титова.

О ней

Дмитрий Ренанский. Искусство интонируемого смысла // Театр. 07 марта 2014.

Юрий Барбой. Памяти Майи Михайловны Молодцовой // Петербургский театральный журнал. 9 марта 2014.

Вадим Максимов. Майя Михайловна Молодцова (1936-2014) // Официальный сайт СПбГАТИ. 9 марта 2014.

Инга Слажинскайте. Ушла из жизни профессор Академии театрального искусства Майя Молодцова // Балтинфо. 7 марта 2014

Основные сочинения

Монографии

  • Эдуардо де Филиппо, Л.;М.: Искусство, 1965
  • Луиджи Пиранделло. Л.:Искусство, 1982
  • Комедия дель арте: История и современная судьба. Л.:ЛГИТМиК, 1990
  • Карло Голдони: Очерк творчества. СПб.:СПбГАТИ, 2009
  • Гольдони. 300 лет. СПб.: СПбГАТИ, 2007
  • Четыре шедевра итальянского «учёного театра» эпохи Возрождения.СПб.:СПбГАТИ, 2011

Статьи[7]

  • Актеры комедии дель арте о своем искусстве // Эстетические идеи в истории зарубежного театра : Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. М. Молодцова. - Л. : ЛГИТМИК, 1991. - С. 5-15. - ISBN 5-7196-0121-X   
  • Здесь играют Гольдони без единой ошибки // Петербургский театральный журнал.- 2007. - N4. - С. 67-75. - ISSN 0869-8198
  • Памяти Льва Иосифовича Гительмана / в соавт. с В. И. Максимовым // Театрон : науч. альманах. - СПб. : СПБГАТИ, 2008. - № 2. - С. 3-6.
  • Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон : науч. альманах. - СПб. :СПБГАТИ, 2010. - № 1(5). - С. 21-43.
  • Анджело Беолько по прозвищу Рудзанте и его комедия "Анконитанка" // Театрон : научный альманах. - СПб.: СПБГАТИ, 2010. - № 2(6). - С. 70-83.
  • Итальянские праздники и спектакли конца XV - начала XVI века // Театрон : научный альманах. - СПб. :СПБГАТИ, 2011. - № 1(7). - С. 68-88.
  • Рубежное новаторство. Театральные эксперименты в итальянском Ренессансе XV-XVI веков // Новые концепции театра и их практическое воплощение на рубеже веков : материалы научной конференции 23-24 апреля 2009 года. - СПб. : СПБАТИ, 2011. - С.6-11.
  • Тотальный спектакль: "Комедия о Каландаро" в Урбино // Памяти Льва Иосифовича Гительмана. - Санкт-Петербург : СПБГАТИ, 2012. - С. 154-178.
  • Римская Академия Помпония: театральные мечтания и сценические опыты // Театрон : научный альманах. - Санкт-Петербург : СПБГАТИ, 2012. - № 1 (9). - С. 16-24.
  • "Верный пастух" Джован-Баттисты Гуарини и пасторальный спектакль XVI века // Театрон : научный альманах. - Санкт-Петербург : СПБГАТИ, 2012. - № 2 (10). - С. 26-44.
  • К истории режиссуры: Анджело Индженьери и спектакль "Эдип-царь" в Театре Олимпико в Виченце (1585) // Театрон :научный альманах. - Санкт-Петербург :СПБГАТИ, 2013. - № 2 (12). - С. 3-15.

Примечания

  1. М. М. Молодцова окончила Театральный институт в 1959 (см.: Страницы истории: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства истории. СПб., 2000. С.258). Начала преподавать осенью 1963 г.
  2. Театрон. СПб.:СПГАТИ, 2013. № 2 (12). С.3-15
  3. Здесь играют Гольдони без единой ошибки // Петербургский театральный журнал. 2007. Ноябрь. № 4
  4. Комедия дель арте: История и современная судьба. Л.: ЛГИТМиК, 1990
  5. В разделе Футуризм хрестоматии Искусство режиссуры за рубежом: Первая половина ХХ века, выпущенной под ред. Л. И. Гительмана в СПГАТИ в 2004 в переводе Молодцовой вышли тексты Т.Маринетти, Э.Прамполини, Г. Крэга и др. Невозможно не упомянуть об её вкладе в создание новой Хрестоматии по истории зарубежного театра (СПб: СПГАТИ, 2007), где Молодцова стала составителем восьми разделов (с Х по ХХ вв.)
  6. Неаполитанский диалектический театр и драматургия Сальваторе Ди Джакомо: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л.:ЛГИТМиК,1969
  7. LNG=&Z21ID=&I21DBN=IKNBU_PRINT&P21DBN=IKNBU&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullw_print&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=Молодцова,%20Майя%20Михайловна

Молодцова, Майя Михайловна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01