Андре́й Никола́евич Москви́н (1901—1961), советский оператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1948).
Биография
Много лет работал в творческом содружестве с Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом.
Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчества (под влиянием Фабрики эксентрического актёра, ФЭКС) отмечен поиском острой формы изображения, стремления расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съёмку в движении, резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах «С. В. Д.» и особенно в фильме «Новый Вавилон» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщенностью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированость, законченость в кинотрилогии о Максиме.
Новый этап в творчестве оператора начался с фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный». В этой картине появилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сюжета. Среди других работ наиболее выделяется работа в фильмах «Овод», «Дон Кихот», «Дама с собачкой».
А. Н. Москвин умер 28 февраля 1961 года. Похоронен на Казанском кладбище города Пушкин.
Семья
Второй муж известного режиссёра Н. Н. Кошеверовой. В этом браке был сын — Николай Москвин (1935—1995)
Фильмография
Оператор[1]
- 1926 — Чёртово колесо, фильм снят в 1925 г. до фильма Девятое января, но на экраны выпущен позже.
- 1925 — Девятое января, совм. с А. Далматовым
- 1926 — Шинель, совм. с Е. Михайловым
- 1926 — Братишка
- 1927 — Турбина № 3, совм. С. Беляевым
- 1927 — С. В. Д.
- 1927 — Чужой пиджак, не выпущен на экраны
- 1927 — Добыча мела, короткометражный культурфильм
- 1929 — Новый Вавилон
- 1931 — Одна
- 1931 — Гопак (Пляс), короткометражный
- 1931 — Гайль, Москау!, совм. с П. Посыпкиным.
- 1931 — Путешествие в СССР, не завершен
- 1934 — Юность Максима
- 1937 — Возвращение Максима
- 1938 — Выборгская сторона, совм. с Г. Филатовым
- 1941 — Карл Маркс, не завершен
- 1941 — Великий лекарь, не завершен
- 1941 — Это и есть Ленинград, не завершен
- 1942 — Юный Фриц, короткометражный, не выпущен на экраны
- 1942 — Однажды ночью из киноальманаха «Наши девушки», короткометражный, не выпущен на экраны
- 1943 — Актриса
- 1944 — Иван Грозный. 1-я серия, павильоны
- 1945 — Иван Грозный. 2-я серия, павильоны, выпущен на экраны в 1958 г.
- 1945 — Иван Грозный. 3-я серия, павильоны, не завершен
- 1945 — Простые люди, совм. с А. Назаровым, выпущен на экраны в 1956 г.
- 1947 — Пирогов, с А. Назаровым, Н. Шифриным.
- 1951 — Белинский, с М. Магидсоном, С. Ивановым, выпущен на экраны в 1953 г.
- 1953 — Большое сердце, не завершен
- 1953 — Над Неманом рассвет
- 1955 — Овод
- 1957 — Дон Кихот, павильоны
- 1957 — Рассказы о Ленине, совм. с Е. Андриканисом, А. Ахметовой, В. Фастовичем
- 1960 — Дама с собачкой, совм. с Д. Месхиевым
Призы и премии
Библиография
- Михайлов Е. С., Москвин А. Н. Роль кинооператора в создании фильма // Поэтика кино. — М.—Л., 1927. — С. 171—191. Перепечатано в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 110—121.
- Москвин А. Н. О своей работе и о себе // Сов. экран — М., 1927. — № 38. — С. 10.
- Москвин А. Н. [Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии 13 января 1935 г.] // За большое киноискусство. — М., Кинофотоиздат, 1935. — С. 151—153.
- Москвин А. Н. Быть пропагандистом советской действительности // 30 лет советской кинематографии. — М., Госкиноиздат, 1950. — С. 320—321.
- Страница истории: говорит и пишет Андрей Николаевич Москвин / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // Фильмы. Судьбы. Голоса. — Л., 1990. — С. 277—286. Содержание: О своей работе и о себе. Письмо в редакцию. Стенограммы обсуждений на Художественном совете «Ленфильма» и в Ленинградском Доме кино.
- Переписка А. Н. Москвина и С. М. Эйзенштейна / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // КЗ. — 1998. — № 38. — С. 296—313.
- Козинцев Г. М. Андрей Москвин // Сов. кино. — 1935. — № 11. — С. 35—43.
- У камеры — Андрей Москвин. Вспоминают товарищи по студии // Искусство кино. — 1962. — № 10. — С. 116—122.
- Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. — Л., Искусство, 1971. — 230 с.
- Бутовский Я. Л. «Попытка разобраться в сущности операторской работы…» // Киноведческие записки. — 1999. — № 43. — С. 189—198. Перепеч. в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 250—262.
- Бутовский Я. Л. Андрей Москвин, кинооператор. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 298 с.
- Розовский Э. А. Мой Учитель Андрей Николаевич Москвин // Техника кино и телевидения. — М., 2001. — № 2. — С. 78—79.
Примечания
- ↑ Бутовский Я. Л. Андрей Москвин, кинооператор. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 284—286.
Ссылки
- С. М. Эйзенштейн. Мемуары. Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клейман. М. Редакция газеты «Труд». Музей кино. 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde?