Lt304888.ru

Туристические услуги

Мостранспроект

12-10-2023

НИИ «Мостранспроект»
Руководители
директор Владимир Титов
Основание
Дата основания 13 сентября 1948
Преобразование в НИИ 21 марта 1970
Отрасль транспорт
Продукция проектная документация
Число сотрудников около 500
Сайт mtp.mos.ru

«Мостранспроект» — многопрофильный научно-исследовательский и проектный институт, занимающийся решением проблем совершенствования эксплуатации и развития городского транспорта в Москве[1]. Является подведомственным учреждением Департамента транспорта Москвы. Полное наименование: государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы „МосТрансПроект“»[2].

История

Проектная контора «Мосэлектротранспроект» при Управлении московского трамвая основана 13 сентября 1948 года постановлением Совета министров СССР. На неё возлагалось проектирование трамвайных путей, контактной сети трамвая и троллейбуса, тяговых подстанций и новых депо в Москве[3]. До 1984 года организация располагалась в здании на Раушской набережной[4].

В 1958 году вместе с образованием Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, предшественника нынешнего «Мосгортранса», предприятие было ему подчинено и переименовано в «Мосгортранспроект». В его полномочия вошло выполнение полного комплекса проектных работ и работ по развитию материально-технической базы московского автобуса. Вскоре «Мосгортранспроект» был уполномочен проектировать светофорные объекты и создавать новые технические средства и автоматизированные системы управления дорожным движением.

21 марта 1970 года «Мосгортранспроект» был реорганизован в Научно-исследовательский и проектный институт городского пассажирского транспорта города Москвы («МосгортрансНИИпроект»). В 1984 году НИИ переезжает в здание по адресу Садовая-Самотёчная улица, 1.

В апреле 2001 года организация получила статус дочернего государственного унитарного предприятия ГУП «Мосгортранс»[5]. В декабре 2007 года «МосгортрансНИИпроект» был отделён от «Мосгортранса», став самостоятельным государственным унитарным предприятием и избавившись от слова «пассажирского» в названии. В соответствии с новым уставом сферой деятельности института стали все виды и направления деятельности городского транспорта российской столицы[6]. В 2014 году организация вновь переезжает на её нынешнее месторасположение в Потаповском переулке, где ранее размещался Центр организации дорожного движения города Москвы.

9 августа 2017 года правительство Москвы своим распоряжением реорганизовало ГУП «МосгортрансНИИпроект» в ГБУ «Мостранспроект»[7]. В постановлении были определены новые цели реорганизованного предприятия: проведение научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ в области организации дорожного движения, проведение научных исследований в целях развития транспортной системы общего пользования в Москве и внедрение полученных результатов[8][9]. 22 июня 2018 года запланированная реорганизация была осуществлена[6].

Проектная деятельность в Москве

Трамвайная инфраструктура

Путевое хозяйство

На данный момент подавляющее большинство трамвайных линий было запроектировано специалистами «Мостранспроекта». Исключение составляют только пути на площади Тверская Застава, движение по которым было запущено летом 2017 года[10].

Отдел рельсовых путей трамвая «Мостранспроект» занимается проектами капитального ремонта трамвайных путей. Согласно программе, до 2020 года в Москве должны были быть обновлены более 60 километров[11]. По проектам института на путях заменят как саму конструкцию, так и дорожное покрытие, которое позволит увеличить плавность хода и скорость трамваев. Также на всем протяжении маршрута установят высокие остановочные платформы, которыми смогут пользоваться маломобильные граждане. На кривых участках трамвайных линий применяются композитные шпалы, в состав которыхы входит переработанный пластик[12].

Институт разрабатывает проекты по организации трамвайных линий на новых участках. Среди таких проектов трамвайные пути в Бирюлёве[13], на территории Новой Москвы[14], продление линии на шоссе Энтузиастов[15], на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой. Ранее планировалось реконструировать эстакаду монорельса, приспособив её под движение трамвая[16].

Кранспресненское трамвайное депо

Новое Краснопресненское трамвайное депо

В 2002 году в Строгине было открыто перенесённое сюда с Пресни Краснопресненское трамвайное депо, спроектированное «МосгортрансНИИпроектом». Депо рассчитано на 255 вагонов. Обслуживает маршруты изолированной строгинской сети, проходящие в СЗАО и САО[17]. При этом старое депо было переоборудовано в троллейбусное также по проекту НИИ[18].

Комплексная система организации дорожного движения

В 2015—2016 годах в Москве по проектам «МосгортрансНИИпроекта» была внедрена комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) внутри МКАД[19]. Всего КСОДД был создан для 2896 улиц, общей протяжённостью 2793 км. В рамках первого этапа КСОДД затронул 1282 улицы в пределах ТТК, а также основные магистрали города. В ходе второго этапа были охвачены 1614 улицы в границах МКАД. В дальнейшем планируется расширение зоны КСОДД для районов Москвы за МКАД.

Основным показателем успешности проекта называется время приезда скорой помощи. С внедрением КСОДД, а также благодаря другим мероприятиям, направленным на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, карета скорой помощи стала доезжать до места назначения в Москве за 8 минут, тогда как ранее этот показатель составлял порядка 20 минут. С внедрением КСОДД в зоне действия пешеходных переходов за 2016 год число погибших в авариях снизилось на 14 % по сравнению с 2015 годом, а раненых — на 10 %[20].

Разработка и анализ маршрутной сети

В 2015 году институт спроектировал схемы пересадок на автобусы со всех остановочных пунктов Московского центрального кольца[21].

С 2016 года в Москве была внедрена «Новая модель наземного городского транспорта», в рамках которой «МосгортрансНИИпроект» разработал параметры перевозок для 211 маршрутов коммерческих перевозчиков[22]. С введением «Новой модели» все автобусы коммерческих перевозчиков перешли на новый стандарт — был обновлён подвижной состав, пересмотрены маршруты, автобусы стали доступны для маломобильных людей. В начале 2018 года стало известно, что в Москве появятся 29 новых маршрутов частных перевозчиков. Часть из них пройдет по территории Новой Москвы[23].

Основным инструментом проектирования является сбор данных о поездках пассажиров общественного транспорта[24]. Информация поступает при оплате поездки с помощью билета, имеющего уникальный идентификационный код. Соединив полученные данные с данными от системы ГЛОНАСС и расписанием движения маршрутов, аналитики получают матрицу корреспонденций, отражающую полную картину перемещений московских пассажиров на НГПТ, метро и индивидуальном транспорте[25].

В декабре 2017 года по проекту института была запущена модернизированная маршрутная сеть в районе Печатники[26], в том числе добавился новый маршрут. Там был реализован принцип мультимаршрутного расписания для четырёх маршрутов, когда один автобус в течение дня обслуживает несколько направлений. Таким образом между четырьмя маршрутами было распределено 28 автобусов[27].

Благоустройство вестибюлей и пешеходных переходов метрополитена

С 2014 года «МосгортрансНИИпроект» выполнил 184 проекта по благоустройству вестибюлей Московского метрополитена и подуличных переходов (96 проектов — в 2014 году, 88 — в 2015—2016 годах). На первом этапе были реконструированы вестибюли и подземные пешеходные переходы на 84 станциях метро. В 2018 году предполагалось обновление прилегающей территории на 88 станциях[28].

Велоинфраструктура

Велосипедная дорожка

Институт спроектировал первую городскую велодорожку, которая была открыта в 2013 году. Её маршрут проходит между парком парком «Музеон» и парком Победы. Протяжённость дорожки составляет 16 км. Ширина дорожки около трёх метров, на ней нанесены разметка и специальное покрытие, установлена подсветка[29].

Транспортно-пересадочные узлы

29 июня 2017 года был открыт транспортно-пересадочный узел «Солнечная». Проектную документацию пешеходного моста и распределительного зала разработал «МосгортрансНИИпроект». Общая площадь здания — 2100 м², в том числе объектов торговли — 538 м², площадь проектируемых проездов и тротуаров — 0,16 га. Объект находится в 16 километрах от Киевского вокзала (в северной части района Солнцево города Москвы). ТПУ «Солнечная» соединил 3-й микрорайон Солнцева с конечной остановкой автобусов «Солнечная» и перспективную конечную станцию автобусов «Сколково»[30].

Проектная деятельность за пределами Москвы

В июле 2017 года в рамках Moscow Urban Forum 2017 директор «МосгортрансНИИпроекта» Александр Поляков представил интерактивное меню решений для городов по развитию транспортной инфраструктуры[31].

Ульяновск

В июле 2017 года «МосгортрансНИИпроект» подписал договор с Ульяновском о развитии транспортной системы. Договор предусматривает создание транспортной модели города, разработку региональной навигационно-информационной системы (РНИС) и оптимизацию маршрутной сети[32]. В рамках договора будут разработаны проекты организации дорожного движения для трети дорог Ульяновска (200 км). Транспортная модель включает сведения о дорогах, направлении движения по ним, количестве проживающих и работающих человек в районах, маршрутах общественного транспорта, парковочном пространстве.

В декабре 2017 года специалисты «МосгортрансНИИпроекта» представили математическую модель города. Для создания математической модели использовалась статистика ГИБДД за последние три года. Учитывались данные по движению общественного и индивидуального транспорта в часы пик и в межпиковый период в разные времена года[33].

Махачкала

11 июля 2017 года «МосгортрансНИИпроект» и администрация города Махачкалы подписали контракт на разработку стратегии комплексного развития транспортной системы с учётом сообщения с прилегающими территориями на всех видах транспорта. В неё войдут программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), схема транспортного обслуживания населения. Для разработки и реализации КСОДД в Махачкале будет проведён анализ транспортных и пассажирских потоков, статистики аварийности, условий дорожного движения. По итогам анализа транспортной ситуации городу будут предложены проекты организации дорожного движения для улиц общей протяжённостью 50 км[34].

Ханой

«МосгортрансНИИпроект» разработал концепцию транспортной стратегии для Ханоя, презентация стратегии состоялась 11 октября 2017 года. Транспортная модель включает информацию обо всех дорогах и точках притяжения горожан. Для проблемных участков были предложены мероприятия по изменению организации дорожного движения, настройке светофоров, установке знаков и нанесению разметки. Также были подготовлены предложения по оптимизации работы городского пассажирского транспорта[35].

Орловская область

Для Орловской области институт разработал портал «Обращаем внимание», запущенный 25 декабря 2017 года. Сайт позволяет жителям обращаться в органы власти и контролировать выполнение городских работ. На портал выкладываются данные о благоустройстве дворов, капитальном ремонте домов, строительстве и реконструкции дорог[36].

Hyperloop

В 2016 году «МосгортрансНИИпроект» разработал предпроект трассы Hyperloop между китайским торгово-логистическим центром Хуньчунь и российским портом Зарубино. В основе технологии Hyperloop лежит принцип снижения сопротивления при движении в форвакууме (давление в 1000 раз меньше атмосферного), что позволяет достигать скоростей до 1100 км/ч. Транспортная система представляет собой грузовые и пассажирские капсулы, перемещаемые по вакуумной трубе. Капсулы приводятся в движение и тормозятся с помощью линейного электродвигателя[37]. «Мостранспроект» разработал трассу маршрута с учётом рельефа местности и существующих объектов транспортной инфраструктуры. В таком виде трасса составит 64,8 км, а средняя скорость передвижения при технологии Hyperloop будет достигать 875 км/ч. Все это позволит перевозить более 50 млн тонн грузов в год. Расположенный на юго-востоке Китая один из крупнейших логистических центров со строительством линии фактически получит доступ к морю. Это станет возможно, поскольку весь путь, учитывая погрузку и выгрузку, будет занимать не более часа[38].

Руководство

  • 1953 — 1975 — Шполянский Михаил Наумович[39].
  • 1990 — 2001 — Хорович Борис Григорьевич[40].
  • 18 апреля 2001 — 15 февраля 2011 — Ключ Яков Борисович.
  • 15 февраля — 5 апреля 2011 — Рыбкин Вячеслав Георгиевич.
  • 7 мая 2011 — 21 мая 2012 — Грибов Илья Владимирович.
  • 21 мая 2012 — 23 января 2013 — Гончаренко Сергей Владимирович (и. о.)
  • 2013 — 5 апреля 2017 — Солнцев Михаил Владимирович.
  • 5 апреля 2017 — 10 сентября 2021 — Поляков Александр Сергеевич[41].
  • 10 сентября 2021 — н. в. — Титов Владимир Павлович.

Символика

Членство в ассоциациях

Ассоциация «Цифровая эра транспорта» была создана в сентябре 2017 года. В её задачи входит «взаимодействие с регионами России с целью решения проблем развития транспортной инфраструктуры». Президентом ассоциации является Сергей Тен, член комитета Госдумы по транспорту и строительству[42], бывший директор «Мостранспроекта» Александр Поляков являлся вице-президентом ассоциации.

«Мостранспроект» входит в технический комитет по стандартизации организации дорожного движения ТК 277 при Росстандарте. В задачи технического комитета входят формирование и рассмотрение предложений по внесению изменений в стандарты организации дорожного движения, тестирование, оценка целесообразности и возможности применения. Участники технического комитета также работают над разработкой международных и межгосударственных стандартов. В составе технического комитета — Министерство транспорта Российской Федерации, Агентство автомобильного транспорта, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центр организации дорожного движения города Москвы и прочие ведомства и организации.

Примечания

  1. Об институте. ГУП «МосТрансПроект». www.mgtniip.ru. Дата обращения: 12 февраля 2019. Архивировано 13 февраля 2019 года.
  2. Архивировано 1 мая 2023 года.
  3. Постановление Совмина СССР № 3420 (ред. от 09.02.1973) «О мероприятиях по обеспечению выполнения работ, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 27 июля 1948 г. № 2787 "Вопросы столицы СССР - Москвы"» // Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР. — 13.09.1948.
  4. Архивировано 5 июня 2023 года.
  5. ДГУП "МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ" ГУП "МОСГОРТРАНС" — ОГРН 1027739460870, ИНН 7707292590. РБК Компании. Дата обращения: 28 июня 2023.
  6. ↑ Архивировано 22 июня 2017 года.
  7. Распоряжение Правительства Москвы № 407-РП от 09.08.2017 «О реорганизации ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ «МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ» // Официальный сайт Мэра Москвы. — 2017.
  8. Сергей Собянин подписал постановление о реорганизации ГУП «МосгортрансНИИпроект» и образовании ГБУ «Мостранспроект», Вечерняя Москва. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 6 марта 2018.
  9. Архивировано 30 июля 2018 года. Дата обращения: 30 июля 2018.
  10. Архивировано 31 декабря 2017 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  11. Архивировано 30 июля 2018 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  12. На трамвайных путях в Москве будут укладывать пластиковые шпалы, Interfax.ru (19 февраля 2018). Архивировано 27 февраля 2018 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  13. Архивировано 30 июля 2018 года.
  14. оригинала 30 июля 2018 года.
  15. Архивировано 30 декабря 2017 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  16. Архивировано 18 декабря 2018 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  17. Московский Трамвай. Схемы линий. Дата обращения: 12 марта 2018. Архивировано 13 мая 2017 года.
  18. МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ - Переоборудование Краснопресненского трамвайного депо в троллейбусный парк. web.archive.org (2 февраля 2012). Дата обращения: 20 июля 2023. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  19. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 13 марта 2018.
  20. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 13 марта 2018.
  21. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  22. Архивировано 17 апреля 2016 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  23. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  24. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  25. Технологии Big Data будут управлять городским движением. IKSMEDIA.RU. Дата обращения: 14 марта 2018. Архивировано 10 мая 2018 года.
  26. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  27. Автобусы в районе Печатники начали перенаправлять на более загруженные маршруты в час пик. Архивировано 16 марта 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  28. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  29. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  30. МосгортрансНИИпроект: Почти 15 тыс. пассажиров ежедневно делают пересадку на ТПУ «Солнечная». Архивировано 5 марта 2018 года. Дата обращения: 13 марта 2018.
  31. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  32. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  33. Для Ульяновска создали цифровую транспортную модель, как для Москвы. Архивировано 3 марта 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  34. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  35. ГУП «МосгортрансНИИпроект». www.mgtniip.ru. Дата обращения: 15 марта 2018.
  36. Начал работу Портал «Обращаем внимание», целью которого является интерактивное взаимодействие власти и граждан - Новости. www.oryol.ru. Дата обращения: 14 марта 2018. Архивировано 10 мая 2018 года.
  37. Контейнеры со свистом | Инновации на РБК+, РБК. Архивировано 28 апреля 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  38. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 14 марта 2018.
  39. Инженер Михаил Шполянский | (рус.). Дата обращения: 28 июня 2023. Архивировано 25 июля 2021 года.
  40. Знакомьтесь, это Борис Григорьевич Хорович. Единый транспортный портал (12 июня 2021).
  41. Архивировано 10 мая 2018 года. Дата обращения: 7 марта 2018.
  42. Архивировано 30 июля 2018 года.

Мостранспроект.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01