18-10-2023
|
Музыка́льная нота́ция — систематическая запись нотного текста (партитуры) на бумаге (папирусе, пергаменте, других носителях) или в виде цифрового кода; на протяжении обозримой истории цивилизации (наиболее древние сохранившиеся образцы датированы IV в. до н. э.) — основная форма кодификации музыки.
Наибольшее распространение в профессиональной музыке и в элементарном музыкальном образовании получила пятилинейная тактовая нотация, установившаяся в Европе в XVII—XVIII веках.
О древнейших нотациях доподлинно ничего не известно. Предполагается, что в древнем Вавилоне использовали пиктографическую запись, в Древнем Египте — слоговую. Первые достоверные памятники музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции — по типу они представляют собой образцы буквенной нотации.
Классическая (пятилинейная тактовая) нотация — следствие длительной эволюции музыкальной нотации в Европе. Профессиональное литургические одноголосие записывалось невмами (древнейшие сохранившиеся памятники относятся к IX веку), которые не указывали точной высоты и продолжительности звуков, а только примерный план направления мелодии. Невмы имели свои особенности в разных регионах. В древней Руси разновидностью невменной нотации была крюковая нотация.
К началу XI века невмы стали записывать на линейках. Была введена сначала одна горизонтальная линия, красного цвета, а затем вторая — жёлтого. Гвидо д’Ареццо внедрил в нотное письмо 4 линии. Позднейшие формы невменной нотации содержали точные звуковысотные указания, но по-прежнему не определяли ритмических длительностей (ритм григорианского хорала регулировался просодией). При этом существовало два типа графем: римский (из которого вышли современные обозначения) и готический (использовалась в XIII—XV вв.). В совокупности эта система нотации в позднейшей науке получила название квадратной.
В конце XII века на смену хоральной нотации пришла так называемая модальная (от лат. modus) нотация, сложившаяся в период Арс антиква в парижской Школе Нотр-Даме. Длительности всех соседних уровней ритмического деления в модальной ритмике подлежали приниципу деления на три, или перфекции (perfectio). Большая длительность именовалась longa, короткая brevis. Модальная запись предусматривала 6 ритмических рисунков, составленных по образцу древнегреческих метрических стоп, эти рисунки и определяли последовательность этих длительностей.
Модальную нотацию изменила мензуральная нотация, которая использовалась примерно в 1250—1600 годах. Мензуральная нотация не только точно определяла звуковысотные интервалы, но также и ритмические длительности. Постепенно увеличивалось и количество символов, определяющих продолжительность: около 1250 начали использовать semibrevis[1], а затем и более мелкие длительности (около 1280 г., Пьер де ла Круа, или Petrus de Cruce). До 1450 года использовалась «черная нотация» — головки нот закрашивались в черный цвет. После 1450 года постепенно была введена «белая нотация», в которой головки нот большой длительности не закрашивались. Белая нотация насчитывала до 8 длительностей — maxima, longa, brevis, semibrevis, minima, semiminima, fusa или chroma, semifusa или semichroma. В мензуральной нотации кроме отдельных нот появлялись также лигатуры, паузы и другие.
Классический вид музыкальная нотация получила в XVII—XVIII веках, хотя значение некоторых знаков (например, точки после ноты) в старых партитурах создаёт определенные сложности для прочтения музыки современными исполнителями. Во второй половине XX века ряд композиторов стали использовать специфические формы записи для отражения в тексте особых эффектов звучания (звуковых масс, вибрато, дестабилизации звуковысотности т. д.).
Современная музыкальная нотация | |
---|---|
Нотный стан |
Акколада • Ключ • Размер такта • Ключевые знаки • Такт (реприза, вольта) |
Нотные знаки |
Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура |
Штрихи |
Артикуляция • Аппликатура • Динамика (Крещендо, Диминуэндо) • Октавный пунктир • Мелизмы • Темпы • Интервалы • Ориентиры |
Лиги | |
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация |
Музыкальная нотация.