Мышцын, Василий Никанорович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Василий Никанорович Мышцын
Дата рождения:

21 января 1866(1866-01-21)

Место рождения:

село Волынь, Рязанский уезд, Рязанская губерния  Российская империя

Дата смерти:

2 августа 1936(1936-08-02) (70 лет)

Место смерти:

Загорск СССР

Страна:

 Российская империя СССР

Научная сфера:

богословие, библеистика

Место работы:

Симбирская духовная семинария
Рязанская духовная семинария
Московская духовная академия
Юридический факультет МГУ
Демидовский юридический лицей
Ярославский университет
Ярославский педагогический институт
Загорский педагогический техникум

Альма-матер:

Рязанская духовная семинария
Московская духовная академия

Васи́лий Никано́рович Мы́шцын (21 января 1866 село Волынь, Рязанский уезд, Рязанская губерния2 августа 1936, Загорск) — богослов, профессор церковного права, библеист.

Василий Никанорович родился в семье священника Преображенской церкви села Волынь Мышцына Никанора Архиповича (1834 года рождения). Брат Василия — Мышцын Николай Никанорович (около 1870 года рождения), впоследствии священник. Василий Никанорович обучался в Рязанском духовном училище с 1876 по 1880 год, В 1880 году Мышцын поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1886 году. В этом же году Василий Никанорович поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1890 году (2-й магистрант XLV курса). Он был оставлен профессорским стипендиантом в академии. Мышцын преподавал в Симбирской и Рязанской семинариях. Весной 1894 года он стал исполняющим должность доцента в Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, позже преподавал церковное право в академии. За сочинение «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» Василий Никанорович в 1894 году был удостоен степени магистра богословия и стал доцентом. С 1894 года по 1906 год Василий Никанорович был профессором академии по кафедре библиологии и кафедре истории еврейского народа. В 1900году он совершил научную поездку по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме Мышцын составил описание музея древностей, изучал историю Востока. В 1904 году он был в Риме и Неаполе, где изучал римские древности и коллекции древностей в европейских музеях. В 1905—1906 годах он работал в научном журнале Московской духовной академии, вел отдел по церковным и общественным вопросам. В 1907 году Василий Никанорович перешёл на юридический факультет Московского университета. В 1909 году Мышцын защитил докторскую диссертацию «Устройство христианской церкви в первые два века» (Сергиев Посад, 1909). В 1909 году он переехал в Ярославль и перешел работать в Демидовский юридический лицей, где был доцентом, а затем профессором до 1927 года. С 1918 года Мышцын работал в Ярославском университете. Вначале он исполнял обязанности помощника директора, затем с 1919 по 1921 года был проректором. В 1920 году он стал профессором кафедры истории религии, археологии и материальной культуры. С 1924 году Мышцын — профессор Ярославского педагогического института. В 1927 году вышел на пенсию и переехал в Сергиев, где последние годы жизни преподавал на курсах при Загорском педагогическом техникуме.

Василий Никанорович принимал участие в дискуссии о соотношении между масоретским текстом и Септуагинтой. Мышцын предпринял осторожную попытку защитить теорию Второисайи (Второисайя — условное обозначение боговдохновенного пророка, которому, согласно мнению представителей новой исагогики, принадлежат 40–55-я главы, а может быть, и главы 56–66 Книги пророка Исайи). Попытка эта вызвала резкую полемику между ним и его оппонентом Фаддеем (Успенским), сторонником единства Книги пророка Исайи.

Василий Никанорович Мышцын умер в 1936 году.

Сочинения

  • Библейское богословие с православной точки зрения: Речь перед защитой магистерской диссертации «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» // Богослов, вестник. – 1894. – Июль. – С. 55–60.
  • Библия и царская власть // Богослов, вестник. – 1905. – Авг. – С. 565–587.
  • Из области библиологии: (Обозрение некоторых трудов по Ветхому Завету в иностранных богословских журналах) // Богослов, вестник. – 1898. – Авг. – С. 225–237.
  • Из периодической печати // Богослов, вестник. – 1900. – Янв. – С. 177–206, 386–402, 589–605; 1905. – Янв. – С. 401-^120, 637–656, 831–852; 1906. -Янв. – С. 195–204, 380.
  • История первобытной культуры в конспективном изложении: Применительно к Программе отдела рабочих факультетов. – Ярославль, 1923. – 32 с.
  • К вопросу о приницапах бракоразводного церковного законодательства. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1911. – 49 с.
  • Какую можно усмотреть цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами // Вера и разум. – 1900. – № 3.
  • Конституция и христианство. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1906. – 35 с.
  • Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – 44 с.
  • Нужны ли переводные экзамены в духовно-учебных заведениях? // Богослов, вестник. – 1900. -Апр. – С. 755–762. «
  • О духовных семинариях. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1905. – 27 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1905. – Июль – авг.
  • О неудачном соединении научного критицизма с православною точкой зрения: Ответ проф. Н.М. Дроздову // Богослов, вестник. – 1902. -Дек. – С. 648–680.
  • О политическом самосознании Христианской Церкви.– Ярославль, 1913.
  • О православном приходе как юридическом лице. – Ярославль, 1913.
  • Обзор русских духовных журналов: Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета // Богослов, вестник. – 1901. – Окт. – С. 379–392; Дек. – С. 773–787.
  • Ответ архимандриту Фаддею (По поводу замечаний на статью «Раб Иеговы») // Богослов, вестник. – 1905. – Нояб.
  • Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии» // Богослов, вестник. – 1897. – Нояб. – С. 328–333.
  • Очерк содержания Книги Екклезиаст // Вера и разум. – 1894. – № 2.
  • По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1–2. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905–1906. – Описано по обл.
  • Политические партии и их идеалы: (С точки зрения социальной политики и конституционного права). – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. – 111 с, 1 л. табл.
  • Раб Иеговы: (Ис. 40-66) // Богослов, вестник. –1905. – Т. 2. – С. 425–435.
  • Связь антиномизма с учением Лютера. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 48 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1891. -Авг. – сент.
  • Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих // Вера и разум. – 1894. – № 1.
  • Устройство христианской Церкви в первые два века. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. -XVI, 475 с. – Библиогр.: с. XIII-XV.
  • Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – XVI, 264 с.
  • Церковное устройство по Посланиям св. Игнатия Богоносца // Богослов, вестник. – 1908. – Июль – авг. – С. 473–508.

Ссылки

  • Мышцын Василий Никанорович
  • Богородский Яков Алексеевич (1841–1919)
  • Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мышцин Василий Никанорович
  • Мень А. Библиологический словарь. Мышцын
  • Мышцыны

Мышцын, Василий Никанорович.