10-09-2023
Иван Мюллер | |
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения |
16 августа 1969 (43 года) |
Место рождения | |
WTCC 2013 | |
Дебют | |
Текущая команда | |
№ |
6 |
Бывшие команды | |
Старты |
100 |
Победы |
13 |
Поулы |
7 |
Быстрые круги |
6 |
Лучшее место в чемпионате | |
Предыдущие серии | |
1988 1989-91 1992 1993 1994-95 1996 1997 1998-2005 |
Французская Ф-Рено |
Чемпионские титулы | |
1992 1995 2003 2008 2010 |
Иван Мюллер (фр. Yvan Muller; родился 16 августа 1969 года в Альткирше, Франция) — французский автогонщик, наиболее проявивший себя в ледовых и кузовных гонках.
Содержание |
Как и для большинства европейских пилотов карьера Ивана в большом автоспорте началась с гонок на формулической технике. После нескольких сезонов в различных французский младших чемпионатах, в 1992-м году Мюллер переходит в британскую Ф-2, где в год дебюта завоёвывает чемпионский титул.
В 1993-м он, вместе с этой же командой Omegaland, переходит в основное — международное первенство. Год оказывается крайне неудачным — лишь два финиша в девяти гонках и итоговое семнадцатое место в общем зачёте. Стоит отметить, что в этом чемпионате уже принимали участие родственники француза — между 1986-м и 1988-м годом его сестра Кэти провела в этой серии 4 гонки.[1][2]
По понятным причинам после такого сезона формулическая карьера благополучно завершилась, однако французрешил продолжить выступления в автоспорте — подписав контракт с одной из команд французского супертурингового первенства. Выбор себя оправдал — уже в 1995-м Иван завоёвывает титул чемпиона данного соревнования. В дальнейшем Мюллер поучастовал ещё в нескольких аналогичных европейских сериях, пока в 1998-м не подписал контракт с командой Audi Sport UK BTCC.
В дебютном сезоне Мюллер несколько раз финиширует на подиуме, становясь седьмым в общем зачёте.
В 1999-м Audi покидает серию и Иван переходит в заводскую команду Vauxhall. Подобное развитие событийособенно не сказалось на результатах, однако французу удалось выиграть свою первую гонку в серии — победив в первом заезде майского уик-энда в Брэндс-Хэтч.
В 2000-м Мюллер вновь выступает чуть лучше: на его счету значаться уже сразу три победы, а проигрыш победителю сезона — швейцарцу Алену Меню — составляет уже не сотню очков как год или два назад, а всего чуть менее трёх десятков баллов.
В 2001-м году, на волне очередного изменения регламента чемпионата, Мюллер становится одним из главных соискателей титула. Одержав 8 побед в 26 стартах чемпионата Иван завоёвывает вице-чемпионское звание, уступив чемпиону — англичанину Джейсону Плейто — 18 очков.
В 2002-м француз вновь показывает себя быстрым пилотом и стабильным финишёром. Одержанных 5 побед однако вновь не хватает для чемпионского титула — на этот раз Ивана опережает Джеймс Томпсон.
Наконец в 2003-м француз перебарывает всех конкурентов. В 20 гонках сезона он лишь трижды не попадает на подиум (два схода и одно пятоен место) и поитогам года привозит всё тому же Томпсону 34 очка.
В 2004-м борьбу за титул вновь вели Мюллер и Томпсон. Во второй раз за три года победителем из этого соревнования вышел уроженец Йорка: позволив себе меньше спадов он, в итоге, привёз французу одно очко преимущества.
В 2005-м Иван вновь борется за титул, но теряет все шансы на его завоевание заметно раньше. Провалив финальный уик-энд сезона в Брэндс-Хэтч Мюллер проигрывает победителю сезона — Мэтту Нилу на Honda Integra — целых 43 очка. Титул вице-чемпиона, впрочем, остаётся за ним.
На этом карьера француза в британском чемпионате заканчивается — в сезоне-2006 он заключает контракт с заводской командой SEAT чемпионата мира в этом же классе.
Иван выходил на старт популярного австралийского чемпионата V8 Supercars: проведя в 2005 году несколько марафонских этапов этого первенства. На его счету есть победа в сентябрьской 500-мильной гонке на трассе Sandown International Raceway, где он участвовал в одном экипаже с Крейгом Лаундисом на Ford BA Falcon.
В том же году он принял участие в крупной аварии на старте Bathurst 1000.
Позже у Мюллера были ещё предложения об участии в этапах серии, но они всякий раз срывались из-за пересечения по срокам с этапами WTCC.
12 ноября 2005 года SEAT Sport официально представил Ивана как своего боевого пилота на будущий сезон в чемпионате мира.
Сам сезон-2006 начался весьма перспективно — Мюллер дважды финиширует вторым на этапе в Монце. В дальнейшем француз продолжал бороться в головной группе пелотона, однако крайне неудачно проведённые этапы в Бразилии, Мексике и Турции привели лишь к четвёртому месту в общем зачёте в десятке очков позади чемпионского дуэта заводских BMW.
В 2007-м году многое изменилось — Иван уже не позволил себе таких провалов, а введённая в строй в середине сезона турбодизельная техника дала ощутимое преимущество над конкурентами. Всё это позволило французу бороться за титул чемпиона серии. Звание, впрочем, завоевать не удалось — полетевший топливный насос на первой гонке финала сезона в Макао обернулся проваленным этапоми лишь вторым местом в общем зачёте.
Реванш удалось взять в 2008 году — былые соперники из BMW резко сдали, а на их место реально никто не пришёл. В результате борьба за чемпионский титул свелась к выяснению более стабильного в паре сокомандиков Мюллер — Тарквини. Иван выиграл эту борьбу, привезя к концу сезона опытному итальянцу 26 баллов отрыва. Прошлогодний обидчик Приоль завершил год четвёртым.
В 2009-м году BMW несколько подтянулись к лидерам, но их лидером теперь был Августо Фарфус. Дополнительную проблему Мюллеру создало то, что от прошлогоднего разрыва в стабильности с Тарквини также не осталось и следа. В результате именно трио Фарфус, Тарквини и Мюллер долгое время боролось за чемпионский титул. Первым не выдержал бразилец — три подряд неудачные гонки в Италии и Японии выбросили его из реальной борьбы за главный приз. На финальный этап в Макао лидером приехал Тарквини, но в какой-то момент он уже не контролировал для себя ситуацию в чемпионате — если бы во время финальной гонки Иван смог бы не только догнать, но и прошёл бы пару заводских BMW, то итальянец остался бы без титула. Однако это не удалось и Габриэле завоевал титул, опередив француза на 4 очка.
В 2010-м году SEAT Sport официально ушёл из чемпионата. Мюллер, недовольствовавшись статусом пилота полузаводской команды SR-Sport перебрался в стан одного из прошлогодних конкурентов — заводской команды Chevrolet. Развитие интриги в чемпионате во многом повторило ситуацию двухлетней давности — полузаводской SEAT потеряв прежнее финансирование и возможность для даводки резко сдал. Другие конкуренты — из BMW — вс больше перекидывали силы на участие в других автоспортивных проектах и тоже составляли конкуренцию лишь в отдельных гонках. Иван, всячески поддерживаемый сокомандниками Робертом Хаффом и Аленом Меню уже на предпоследнем этапе сезона обеспечил себе чемпионский титул.
Помимо основных гоночных серий Иван небезуспешно выступает и в ряде несколько менее изавестных чемпионатах: так с 1996 по 2006 год он 10 раз выигрывал престижную французскую серию по ледовым гонкам Andros Trophy. В общей сложности на его счету 46 выигранных этапов в рамках этого первенства (оба показателя — рекордные в истории чемпионата).
Дважды — в 1993 и 1996 годах — француз выходил на старт престижнго автомарафона 24 часа Ле-Мана, однако оба раза его экипаж не добирался до финиша.
Дважды экипаж с участием Мюллера выходил на старт прстижного Ралли Дакар: в 2007-м году во время гонки в Африке и в 2009-м во время гонки в Южной Америке.
В 2007-м году организаторы гонки Чемпионов пригласили Ивана для участия в своём соревновании. Партнёром выступил многократный чемпион серии Champ Car Себастьен Бурде.
В 2010-м году Мюллер принял участие в национальном этапе ЧМ по ралли.
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | Шасси | Мотор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Очки | Поз. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1993 | Omegaland | Reynard | Judd | DON НФ |
SIL НФ |
PAU НФ |
PER НФ |
HOC НФ |
NUR НФ |
SPA 11 |
MAG НФ |
NAG 5 |
2 | 17-й |
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Очки | Поз. | ||||||||||||||||||||||||||||
2006 | SEAT Sport France | SEAT León | IT1 2 |
FR1 13 |
GB1 1 |
DE1 11 |
BR1 13 |
ME1 14 |
CZ1 3 |
TU1 13 |
ES1 10 |
MA1 3 |
62 | 4-й | ||||||||||||||||||||||||||||||
IT2 2 |
FR2 7 |
GB2 5 |
DE2 8 |
BR2 13 |
ME2 НФ |
CZ2 3 |
TU2 НФ |
ES2 6 |
MA2 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2007 | SEAT Sport | SEAT León | BR1 8 |
NL1 НК |
ES1 3 |
FR1 2 |
CZ1 6 |
PT1 4 |
- | - | - | - | - | 81 | 2-й | |||||||||||||||||||||||||||||
BR2 4 |
NL2 12 |
ES2 4 |
FR2 6 |
- | PT2 5 |
- | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
SEAT León TDI | - | - | - | - | - | - | SV1 6 |
DE1 1 |
GB1 4 |
IT1 1 |
MA1 27 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | SV2 НФ |
DE2 5 |
GB2 5 |
IT2 5 |
- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2008 | SEAT Sport | SEAT León TDI | BR1 1 |
ME1 6 |
ES1 4 |
FR1 2 |
CZ1 8 |
PT1 3 |
GB1 2 |
DE1 11 |
EU1 1 |
IT1 1 |
JA1 7 |
MA1 3 |
114 | 1-й | ||||||||||||||||||||||||||||
BR2 5 |
ME2 4 |
ES2 8 |
FR2 7 |
CZ2 5 |
PT2 2 |
GB2 11 |
DE2 8 |
EU2 5 |
IT2 4 |
JA2 6 |
MA2 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2009 | SEAT Sport | SEAT León TDI | BR1 1 |
ME1 4 |
MR1 4 |
FR1 11 |
ES1 1 |
CZ1 8 |
PT1 3 |
GB1 НФ |
DE1 НК |
IT1 2 |
JA1 4 |
MA1 5 |
123 | 2-й | ||||||||||||||||||||||||||||
BR2 4 |
ME2 1 |
MR2 2 |
FR2 7 |
ES2 7 |
CZ2 2 |
PT2 2 |
GB2 7 |
DE2 7 |
IT2 1 |
JA2 3 |
MA2 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 | Chevrolet | Chevrolet Cruze LT | BR1 1 |
MR1 6 |
IT1 4 |
BL1 2 |
PT1 2 |
GB1 1 |
CZ1 НК |
DE1 3 |
ES1 2 |
JA1 2 |
MA1 2 |
331 | 1-й | |||||||||||||||||||||||||||||
BR2 4 |
MR2 2 |
IT2 1 |
BL2 5 |
PT2 2 |
GB2 5 |
CZ2 12 |
DE2 3 |
ES2 2 |
JA2 2 |
MA2 4 |
Жирным выделен старт с поула, курсивом — быстрейший круг в гонке.
Результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Очки | Поз. | |||||||||||||||||||||||||||
2010 | Petter Solberg World Rally Team | Citroën Xsara WRC | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | FRA 42 |
- | - | 0 | НК |
Это заготовка статьи об автогонщике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Спортивные достижения | ||
---|---|---|
Предшественник: Пол Уорик (Британская Ф3000) |
Чемпион британской Ф2 1992 |
Преемник: Филип Адамс |
Предшественник: Лоран Айелло |
Чемпион FSTCC 1995 |
Преемник: Эрик Керолл |
Предшественник: Юрки Ярвилехто Томми Мякинен Кари Тьяинен |
Гонка чемпионов Победитель Кубка Наций 2000 вместе с: Режис Лакони Жиль Паницци |
Преемник: Фернандо Алонсо Хесус Пюрас Рубен Чаус |
Предшественник: Джеймс Томпсон |
Чемпион BTCC 2003 |
Преемник: Джеймс Томпсон |
Чемпионы WTCC | |
---|---|
Роберто Равалья (1987) • Энди Приоль (2005-2007) • Иван Мюллер (2008) • Габриэле Тарквини (2009) • Иван Мюллер (2010) |
Мюллер, Иван (автогонщик).