06-09-2023
Bristol Jupiter | |
Годы производства: | 1920-е—1930-е |
---|---|
Тип: | 9-цилиндровый, звездообразный, однорядный |
Технические характеристики | |
Объём: | 28.7 л |
Мощность: | 435 л.с. (325 кВт) при 1,575 оборотов в минуту |
Удельная мощность: | 580 л.с. (430 кВт) при 1,950 оборотов в минуту |
Ход поршня: | 146 мм |
Количество цилиндров: | 9 |
Диаметр цилиндров: | 190 мм |
Клапаны: | 4: 2 на вход, 2 на выход |
Система охлаждения: | воздушная |
Удельная мощность по весу: | 0.98 кВт/кг |
Размеры | |
Сухой вес: | 330 кг |
Bristol Jupiter (В СССР M-22) — девятицилиндровый однорядный со звёздообразно расположенными цилиндрами поршневой двигатель, разработанный британской Бристольской авиакомпанией.
Разработка началась в конце Первой мировой войны, затем последовала целая серия усовершенствований и доработок, сделавших этот двигатель одним из самых лучших в своё время. Двигатель был широко распространён в авиационной отрасли в 1920-х и 1930-х годах. По заключённому соглашению сборка двигателей также происходила во Франции (Gnome-Rhône Jupiter), Польше (PZL Bristol Jupiter) и в Советском Союзе (М-22). Было собрано тысячи двигателей всех модификаций.
Jupiter был разработан во время Первой мировой войны Ройем Федденом (Roy Fedden) в Cosmos Engineering (Космос Инжиниринг). В послевоенное время, быстрое сокращение расходов на военную отрасль сделало Cosmos Engineering банкротом в 1920 году и в конечном счёте она была приобретена Бристольской авиакоманией (Bristol Aeroplane Company). В то время двигатель становился одним из самых надёжных на рынке. Серийное производство было запущено в 1918 году и длилось вплоть до 1930 года.
Jupiter в некоторой степени был стандартен, но новшеством было наличие четырёх клапанов в каждом цилиндре, что было необычно в то время. Цилиндры были сделаны из кованой стали, хотя в 1927 году они были были заменены на сплав из алюминия из-за высокого брака при выплавке стали.
В 1925 году Рой Федден начинает разрабатывать новую модификацию двигателя. В результате уменьшения хода поршней для увеличения количества оборотов и добавления турбонаддува для добавления мощности, в 1927 году появляется двигатель Bristol Mercury (Бристоль Меркурий). Таким же образом в 1927 году создаётся двигатель Bristol Pegasus (Бристоль Пегас). Ни тот и не другой не смог побить популярность двигателя Jupiter.
Jupiter широко использовался на самолётах авиакомпании Handley Page (Хэндли Пэйж) — HP.42 Hannibal (Аш-П.42 Ганнибал), летающих по маршруту Лондон-Париж в 1920ых. Также он устанавливался на de Havilland Giant Moth (дэ Хавилэнд Джаент Мос), de Havilland Hercules (дэ Хавилэнд Хекьюлиз), Юнкерс Г 31 (ставшим впоследствии знаменитым Ю-52) и на огромном гидроплане Dornier Do X (Дорниер До Икс), использовавшем не меньше двенадцати двигателей.
Военное применение было не так широко: двигатель устанавливался на самолёты Bristol Bulldog, Gloster Gamecock и Boulton-Paul Sidestrand. Также его можно было найти на многих прототипах всей планеты — от Японии до Швеции.
Впоследствии Jupiter начал производиться по лицензии в четырнадцати странах. Во Франции производством занималась Gnome-Rhone . Двигатели использовались в местном авиастроительстве, хотя компания широко продавала их на экспорт. Siemens-Halske получила права на производство двигателей в Германии. На основе двигателя Jupiter она создала более мощную модификацию Bramo 323 «Fafnir» (Брамо 323 Фафнир), которые впоследствии использовались на боевых самолётах. В Японии право на производство двигателей Jupiter владела авиакомпания Nakajima, использовавшая Jupiter как основание их собственного авиационного двигателя Kotobuki. Больше всего двигателей, известных как М-22, было построено Советским Союзом, использовавшихся на знаменитом самолёте И-16
М-22 (двигатель).