24-05-2023
|
||||
«Дон» | ||||
---|---|---|---|---|
«Москва-Дон» | ||||
М4 в сети российских федеральных дорог | ||||
Страна | Россия | |||
Регион | Московская область Тульская область Липецкая область Воронежская область Ростовская область Краснодарский край Республика Адыгея |
|||
Часть дороги | Европейский маршрут E 115 | |||
Статус | федеральная | |||
Владелец | государственная | |||
Управляется | ГК Российские автомобильные дороги | |||
Длина | ~1544 км | |||
Начало | Москва | |||
Через | Ефремов, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Джубга |
|||
Конец | Новороссийск (~1544 км) | |||
Дорожное покрытие | цементобетон (Московская область), асфальтобетон | |||
Дата открытия | 1966 |
Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения. Москва — Видное — Ефремов — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск. Протяжённость автодороги составляет 1543,7 км. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E 115. Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут E 592, от Джубги до Новороссийска входит в состав E 97. Кроме этого, по дороге М4 проходит участок европейского маршрута E 50 от пересечения с М19 у Новошахтинска до ответвления М29 у станицы Павловской. В Московской области дорога имеет режим автомагистрали, на других участках — режим обычной дороги[1]. Количество полос движения: от 2 до 6.
Содержание |
Дорога М4 начинается на пересечении МКАД и Липецкой улицы (направление на Липецк), далее проходит по территории Московской области в южном направлении в виде современной автомагистрали с развязками и разделительными полосами, идёт западнее города Видное, восточнее города Домодедово (между городом и аэропортом), проходит западнее городов Каширы и Ступина, примерно там же от неё ответвляется трасса M6, уходящая на юго-восток.
Далее автодорога идёт по территории Тульской области, проходит западнее городов Венёв и Новомосковск, далее — между городами Киреевск и Узловая, обходит Богородицк и Ефремов.
Далее автодорога идёт по территории Липецкой области, обходит с запада города Елец и Задонск и с востока село Хлевное.
Затем дорога следует по территории Воронежской области, до Воронежа, обходит Воронеж по объездной дороге, проходящей по северо-восточной окраине, проходит через села Новая Усмань, Рогачёвка, Каширское, Лосево, города Павловск, обходит город Богучар и село Верхний Мамон.
Далее автодорога идёт по территории Ростовской области, пересекая трассу E 40 Волгоград — Кишинёв в городе Каменске-Шахтинском, оставляя города Миллерово (к западу), Красный Сулин (к западу), Шахты (к востоку), подходит к городу Ростову-на-Дону. Далее, после объездной дороги вокруг Ростова-на-Дону и моста через реку Дон, следует на юг через Батайск и Самарское.
По территории Краснодарского края дорога проходит станицы Кущёвскую, Павловскую (начало магистрали М29 «Кавказ»), город Кореновск и доходит до Краснодара. Здесь отходит прямая дорога на Новороссийск А146 E 115, а М4 продолжается на юг до куроротного посёлка Джубга. Отсюда на восток отходит дорога М27, а М4 следует вдоль берега Чёрного моря на запад, проходит Геленджик и заканчивается в городе Новороссийске. При этом для движения в сторону Новороссийска, Анапы и Геленджика имеется более короткая и удобная дорога через Тимашёвск и Славянск-на-Кубани.
Дорога была спроектирована ГИПРОДОРНИИ и построена в 1959—1966 годы по требованиям дороги третьей технической категории — с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки [2].
В 1984 году было начато строительство бессветофорного дублера дороги в Московской области. К 1990 году было построено и сдано в эксплуатацию 2 пусковых комплекса в Домодедовском районе Московской области протяжением 18,4 км. В 1997 году в связи с увеличением объемов финансирования темпы строительных работ резко увеличились, что позволило уже через 2 года, в 1999 году, сдать в эксплуатацию 72 км дороги с 4 — 8 полосами движения, в 2000 году сдать в эксплуатацию 63 км дороги в Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» является продолжением Липецкой улицы в г. Москве. Прежняя трасса дороги — старое Каширское шоссе — утратила прежнее значение и служит в основном для региональных перевозок, а также для объезда пробок, которые появляются на трассе «Дон» из-за ремонтов или аварий.
В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок.
В 2000-х годах продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате которой большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы Богородицка (2009), Верхнего Мамона (2009), Богучара (2009) Ефремова (2010), Ельца (2011), Яркино (2011) и других населенных пунктов.
В 2010 дорога передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор». Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50 % существующих объектов некомфортными для использования, еще 30 % — не соответствующим требованиям законодательства[3].
В декабре 2010 после реконструкции длина платного участка в Липецкой области была увеличена с 20 до 50 км (414—464 км). Максимальная скорость на нем ограничена 110 км/ч (с июня 2011)[4][5].
В летнее время автодорога часто бывает перегружена из-за большого количества отдыхающих, выезжающих на автомашинах с семьями из Москвы и других крупных городов на Черноморское побережье Кавказа, в другие благоприятные для отдыха районы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв, а также из-за большегрузных автомашин — фур, вывозящих сельскохозяйственную продукцию из южных регионов России в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы для реализации. В зимнее время во время непогоды возможны проблемы с проездом по горному участку дороги в Краснодарском крае. Но иногда из-за снегопадов/гололёда возникают проблемы и на равнинных участках: так, в конце 2009 г. на нереконструированном участке дороги в Ростовской обл. из-за сильных снегопадов было парализовано движение в течение нескольких суток. Таким образом неустойчивая зима в южных регионах, частые температурные перепады от плюсов к минусам вносят свои коррективы в автомобильное движение на этом участке М4.
М4 (автодорога).