07-06-2023
Национальное антикоррупционное бюро Украины | |
---|---|
| |
Вход в Центральное управление | |
Общая информация | |
Страна | |
Дата создания | 16 апреля 2015 года |
Руководство | |
Подчинено |
Кабинет министров Украины (направляет и координирует, за установленными исключениями) |
Директор | Семён Кривонос |
Устройство | |
Штаб-квартира |
Киев, ул. Сурикова, 3 |
Число сотрудников | 700 |
Годовой бюджет | 1 211 290 600 ₴[1] |
Ключевой документ | Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» |
Сайт | nabu.gov.ua |
Медиафайлы на Викискладе |
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ; укр. Національне антикорупційне бюро України, НАБУ) — центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение, расследование и раскрытие коррупционных и других уголовных правонарушений, отнесенных к его подследственности, а также предотвращение совершения новых.
Созданное Президентом Украины 16 апреля 2015 года во главе с директором Артемом Сытником,[2][КОНСТ 1][КОНСТ 2] Бюро занимается противодействием коррупционным и другим уголовным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами и представляющим угрозу национальной безопасности. Бюро расследует коррупционные дела, к которым причастны госслужащие категории «А».
Коррупция всегда оставалась одной из самых серьезных проблем Украины. В течение времени президентства Виктора Януковича ситуация с коррупцией в высших эшелонах власти последовательно ухудшалась.[3]
Через год после Революции достоинства Украина оставалась самой коррумпированной страной Европы: по результатам глобального Индекса восприятия коррупции 2014 (Corruption Perceptions Index) страна занимает 142 место из 175. Таким образом, Украина остается тотально коррумпированным государством.[4]
Существующий механизм противодействия коррупционным проявлениям в Украине является неэффективным. Одним из путей улучшения ситуации законодатель считает институциональную реформу органов, осуществляющих досудебное расследование и уголовное преследование по делам о коррупционных преступлениях. Поэтому парламентом было одобрено создание нового автономного органа (вне системы существующих правоохранительных органов), основной функцией которого является выявление и расследование коррупционных преступлений, представляющих особую общественную опасность.[5]
Таким органом стало Национальное антикоррупционное бюро. Его создание было предусмотрено Законом Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», принятым 14 октября 2014 года.[6] На этапе законопроекта он назывался «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции». Закон вступил в силу 25 января 2015 года.
Задачей Национального бюро является противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляют угрозу национальной безопасности.
Подобные антикоррупционные структуры существуют в ряде стран (перечень списком ).
Создание Бюро было программным пунктом Коалиционного соглашения парламентского большинства и требованием Международного валютного фонда.[7][8]
Национальное бюро:
Права Национального бюро и его работников подробно описаны в статье 17 соответствующего Закона.[10]
В октябре 2019 года Бюро получило право вести автономную от СБУ прослушку фигурантов уголовных дел, а также было упорядочено принятие на работу негласных сотрудников.[11]
Статья УК | Хотя бы при одном из таких условий: | |||
---|---|---|---|---|
191 | Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением | Преступление совершено высокопоставленным чиновником[К 1] | Размер предмета преступления или причиненного им ущерба ≥ 500 минимальных заработных плат | |
2062 | Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации | |||
209 | Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем | |||
210 | Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением | |||
211 | Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону | |||
354 | Подкуп работника предприятия, учреждения или организации (в отношении работников юридических лиц публичного права) | |||
364 | Злоупотребление властью или служебным положением | |||
3661 | Декларирование недостоверной информации | |||
368 | Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды | |||
3685 | Незаконное обогащение | |||
369 | Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу | Преступление совершено в отношении высокопоставленного чиновника | ||
3692 | Злоупотребление влиянием | |||
410 | Похищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывчатых или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением |
Контроль за деятельностью Национального бюро осуществляется Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Директор Национального бюро:
Ежегодно проводится независимая оценка (аудит) эффективности деятельности НАБУ комиссией внешнего контроля в составе трех членов. Впервые ими стали:
С целью предупреждения, выявления и расследования правонарушений в деятельности сотрудников Национального бюро в его составе действуют подразделения внутреннего контроля, которые подчиняются непосредственно Директору Национального бюро. В случае выявления информации о возможном совершении работником Национального бюро уголовного преступления, подразделение внутреннего контроля немедленно сообщает об этом генеральному прокурору Украины или его заместителю.
Для рассмотрения вопросов применения дисциплинарных взысканий к работникам Национального бюро образуется Дисциплинарная комиссия в составе пяти человек.
Подразделения внутреннего контроля осуществляют мониторинг образа жизни работников Национального бюро с целью установления соответствия уровня жизни работника имуществу и доходам этого работника и его членов семьи, согласно декларации об имуществе, доходах, расходы и обязательства финансового характера.
Национальное бюро через средства массовой информации, на своем официальном вебсайте и в других формах регулярно информирует общество о своей деятельности.
С целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью при Национальном бюро образуется Совет общественного контроля в составе 15 человек, которая формируется на основе открытого и прозрачного конкурса.[16]
РГК в разное время возглавляли Виталий Шабунин, Роман Маселко, Татьяна Локацкая, Марк Савчук.[17][18][19][20][21][22][23][24]
Национальное бюро состоит из центрального и территориальных управлений.[25]
По состоянию на январь 2023 года НАБУ имеет следующую структуру:[26][27]
Руководство:
Первой редакцией Закона были предусмотрены территориальные управления НАБУ во Львове, Хмельницком, Николаеве, Мелитополе, Полтаве, Краматорске, Киеве. В настоящее время Законом определено, что Директор образует своим решением не более семи территориальных управлений, а также дополнительные — в случае необходимости.
10 декабря 2015 года Директор Национального бюро А. Сытник подписал приказ о создании первых территориальных управлений: Львовского, компетенция которого будет распространяться на Львовскую, Волынскую, Закарпатскую, Черновицкую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Ровенскую, Хмельницкую области, и Одесского территориального управления, компетенция которого будет распространяться на Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Кировоградскую области. Их руководители были назначены по результатам конкурса 18 апреля 2016 года.[28]
29 июня 2016 создано Харьковское территориальное управление, которое распространяется на Харьковскую, Сумскую, Днепропетровскую, Запорожскую области и территорию проведения АТО: Луганскую и Донецкую области.[29]
Предельная численность центрального и территориальных управлений Национального бюро составляет 700 человек, в том числе не более 500 человек начальствующего состава (ч. 6 ст. 5 Закона о НАБУ).
Руководство деятельностью Национального бюро осуществляет его Директор, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины.
Среди оснований увольнения Директора законом, среди прочего определены:
Директор назначается сроком на семь лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность два срока подряд.[30]
Директора территориальных управлений Национального бюро назначаются на должность и освобождаются от должности Директором Национального бюро.[31]
Лицам начальствующего состава Национального бюро устанавливаются следующие специальные звания:
Лица начальствующего состава приносят присягу утвержденного содержания.[32]
Кандидаты на должность Директора Национального бюро определяются комиссией в соответствии с результатами открытого конкурсного отбора.
В состав Конкурсной комиссии входят:
Решение Конкурсной комиссии считается принятым, если за него на заседании Конкурсной комиссии проголосовало не менее четырех ее членов, в том числе не менее двух международных экспертов.
По состоянию на 2015 год Директор Национального бюро назначался на должность по представлению Конкурсной комиссии в соответствии с результатами открытого конкурсного отбора. В состав Конкурсной комиссии входили по три человека от Президента,[КОНСТ 2] Кабинета Министров и Верховной Рады Украины.
9 декабря 2014 года антикоррупционное сообщество из Реанимационного пакета реформ, Transparency International Украина, Центра противодействия коррупции, Центра политических студий и аналитики, движения ЧЕСНО предложили кандидатуры 12 человек для публичного обсуждения относительно членства в конкурсной комиссии.[33] Из них двое — Джованни Кесслер и Виктор Мусияка стали членами конкурсной комиссии по квоте Верховной Рады,[34] а Богдан Витвицкий позже подавал документы на должность Директора Национального антикоррупционного бюро Украины.[35]
Должность в комиссии | ФИО | Род деятельности | Назначен по квоте |
---|---|---|---|
член | Грицак Ярослав Иосифович | доктор исторических наук, профессор Украинского католического университета | Президента Украины Основание:[36] |
секретарь[37] | Захаров Евгений Ефимович | глава правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, директор Харьковской правозащитной группы | |
глава[37] | Чубаров Рефат Абдурахманович | глава Меджлиса крымскотатарского народа, президент Всемирного конгресса крымских татар | |
член | Зисельс Йосиф Самойлович | правозащитник, член Украинской Хельсинкской группы | Кабинета Министров Украины Основание:[38] |
член | Яновская Александра Григорьевна | профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор юридических наук, судья ad hoc Европейского суда по правам человека | |
член | Бутусов Юрий Евгеньевич | журналист, главный редактор «Цензор.нет» | |
член | Джованни Кесслер | директор Европейского бюро по борьбе с мошенничеством | Верховной Рады Украины Основание:[34] |
член | Нищук Евгений Николаевич | общественный деятель, бывший Министр культуры Украины | |
член | Мусияка Виктор Лаврентьевич | общественный и политический деятель, профессор Киево-Могилянской Академии, один из авторов текста Конституции Украины |
Со 106-ю участниками конкурса, которые по своим документам соответствуют требованиям к должности Директора, проводились собеседования в первом туре конкурса.
Во второй тур конкурса прошел 21 номинант, каждый из которых получил положительное заключение по крайней мере трех членов Конкурсной комиссии.[39][40]
Второй тур преодолели четверо человек, которые получили 5 и более голосов:
Поскольку Яков Варичев не прошел специальную проверку (при том что ГФС выдвигала претензии ко всем), Комиссия должна была выбрать двух или трех кандидатов из числа остальных, и представить их Президенту для окончательного выбора.[44]
И. Зисельс и Е. Захаров высказали предостережение относительно политической ангажированности Виктора Чумака. После долгого обсуждения Зисельс призвал не поддерживать ни одну кандидатуру. Наконец, голоса распределились так:
Итак, Конкурсная комиссия предложила Президенту Украины Петру Порошенко кандидатуры Артема Сытника и Николая Сирого на должность Директора Национального антикоррупционного бюро.[45]
Заседание Конкурсной комиссии по избранию кандидатов на должность Директора транслировались онлайн на канале Администрации Президента Украины в YouTube.[КОНСТ 2]
Член Конкурсной комиссии Юрий Бутусов о конкурсе:
Впервые конкретные представители гражданского общества взяли на себя ответственность за назначение руководителя госструктуры. И были созданы и соблюдены все публичные процедуры, которых раньше в Украине никогда не было.[47]
5 мая 2015 года стартовал открытый конкурс на занятие вакантных должностей Детектив.[48] Проведение конкурса предполагалось осуществить в два этапа: 1) квалификационный экзамен и 2) собеседование.[49]
758 кандидатов (из 980-ти), успешно прошедших первый этап конкурса, от дальнейшего участия в конкурсе были отстранены.[50].
Всего планировалось назначить в НАБУ 242 детектива. В сентябре 2015 года назначены первые 25 детективов.[51] В октябре их было уже 70,[52] в марте 2017—210.[53]
На службу в Национальное бюро принимаются на конкурсной, добровольной, контрактной основе граждане Украины, которые способны по своим личным, деловым и моральным качествам, возрасту, образовательному и профессиональному уровню и состоянию здоровья эффективно выполнять соответствующие служебные обязанности. Назначение на должности в Национальном бюро осуществляется исключительно по результатам конкурса.
В Бюро работают как гласные, так и негласные сотрудники.
Оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование по уголовным производствам, отнесенным к подследственности Национального бюро, проводят старшие детективы и детективы, которые являются государственными служащими. Некоторые из детективов проходили обучение у британских экспертов по финансовой разведке и борьбе с коррупцией и отмыванием средств.[54]
Первые детективы НАБУ вышли на работу 1 октября.[55]
4 декабря, после назначения антикоррупционного прокурора, они внесли первые уголовные производства в Единый реестр досудебных расследований.[56]
Первое задержание подозреваемого в коррупции сотрудники НАБУ провели 16 декабря.[57]
НАБУ оказалось под критикой адвокатского сообщества из-за проведенных обысков на рабочих местах адвокатов, работавших с фигурантами дела о преступном завладении средствами ПАО «Укргаздобыча».[58]
По состоянию на 28 февраля было возбуждено 272 производства и составлено 79 обвинительных актов в отношении подозреваемых лиц, в суд направлено 52 производства. На счета госкомпаний благодаря деятельности НАБУ было возвращено 116 млн грн, предотвратили хищение еще 583 млн грн. В целом установлен ущерб, нанесенный государству, на 82,9 млрд грн.[59]
5 августа Генеральная прокуратура Украины провела обыск и выемку документов в НАБУ. Следственные действия касались производства о незаконном прослушивании телефона, которое инициировал детектив НАБУ по заявлению СБУ.[60] Дальнейшее противостояние этих органов получило название «война», хотя такая трактовка опровергалась руководителями обоих ведомств.[61][62][63][64]
2 марта НАБУ задержало и вручило подозрение действующему главе ГФС Роману Насирову. Его подозревают в предоставлении незаконных налоговых рассрочек по делу «Укргаздобычи».[65]
20 апреля задержали и вручили подозрение влиятельному народному депутату Николаю Мартыненко.[66]
В общем, на апрель расследовались 320 дел, коррупционный ущерб от которых оценивается в 85 млрд грн.[67]
В июне НАБУ в сотрудничестве с ФБР смогло разоблачить двух народных депутатов — Борислава Розенблата и Максима Полякова — в причастности к «янтарной мафии» и миллионным взяткам.[68]
В октябре НАБУ задержало по т. н. «делу о рюкзаках Авакова» сына министра внутренних дел Арсена Авакова — Александра, и бывшего заместителя министра — Сергея Чеботаря.[69] После этого начался новый виток напряженности между правоохранительными органами государства[70][71][72] (НАБУ, САП, НАПК, Генпрокуратура).
14 февраля задержан городской глава Одессы Геннадий Труханов и его заместитель.[73]
В марте открыты два производства по расследованию журналистов из «Bihus.info» о том, как люди из окружения Петра Порошенко курируют хищения в оборонной сфере. Были проведены обыски у экс-первого заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, его сына Игоря и других фигурантов.[74]
В ноябре Бюро сообщило о подозрении одному из самых богатых украинцев — Олегу Бахматюку, по поводу завладения стабкредитом НБУ в размере 1,2 млрд грн.[75]
Вскоре были задержаны заместитель начальника Киевской городской таможни и одесский бизнесмен Вадим Альперин, которого СМИ называют «королем» и «крестным отцом» украинской контрабанды. Следствие считает, что он безуспешно предлагал детективу НАБУ взятку в 800 тысяч долларов.[76]
О подозрении уведомлены глава Окружного административного суда Киева Павел Вовк, его заместитель Евгений Аблов и еще 5 судей этого суда, а также глава Государственной судебной администрации Зиновий Холоднюк. Им инкриминируют создание преступной организации и захват власти.[77]
В украинских СМИ неоднократно появлялась информация о связях, вмешательстве и влиянии на деятельность НАБУ представителей посольства США в Украине.[78][79][80][81]
В октябре 2019 года украинский политик и выпускник школы КГБ-ФСБ Андрей Деркач обнародовал документы о якобы влиянии посольства США в Украине на деятельность НАБУ. Среди опубликованных материалов была представлена переписка помощницы первого заместителя главы НАБУ Гизо Углавы Полины Чиж и специалиста по правовым вопросам программы борьбы с коррупцией Департамента юстиции США посольства США в Украине Анны Емельяновой. По утверждениям депутата в этой переписке пересылались перечни уголовных производств над которыми работали детективы НАБУ, а также указания о предоставлении информации по делу бывшего министра охраны окружающей природной среды и владельца компании «Burisma» Николая Злочевского. По словам Деркача, американский политик Джо Байден влиял на украинскую власть и способствовал закрытию уголовных дел, связанных с деятельностью бывшего министра Николая Злочевского.[78]
В своем интервью интернет-изданию «Гордон» в апреле 2020 года бывший Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин высказал мнение, что инициатором создания в 2015 году НАБУ был тогдашний вице-президент США Джо Байден для того, чтобы «украсть у ГБР через НАБУ подследственность и посадить там своих эмиссаров, которые прислушиваются к США».[82] Предварительно Виктор Шокин уже жаловался о давлении на его деятельность со стороны Джо Байдена в рамках расследования дела в отношении компании «Burisma» и писал заявление в Государственное бюро расследований о разглашении сотрудниками НАБУ данных, составляющих тайну досудебного расследования, и сливе персональных данных Шокина сотрудникам посольства США в Украине.[79][80]
После назначения Генеральным прокурором Ирины Венедиктовой появилась практика ручной передачи отдельных уголовных производств в отношении чиновников из производства НАБУ в другие, как считается, более лояльные, органы досудебного расследования.
Бюро считает эти случаи незаконными, направленными на защиту фигурантов и препятствование следствию.[83]
Также Офис Генпрокурора обвиняют в отказе утверждать подозрения и манипулировании прокурорами, представляющими обвинение в суде. Все это касается, в частности, дела заместителя руководителя Офиса президента Татарова, дела ОАСК, дела «Роттердам+», дела Нацгвардии, дела Бахматюка.[84][85]
В первом полугодии НАБУ расследовало ряд резонансных дел: о хищении ВиЭйБи банком стабилизационного кредита НБУ на 1,2 млрд грн; о хищении более 250 млн грн руководством Госинвестпроекта; о неправомерной выгоде в 980 тыс. грн, полученной начальником Департамента взрывотехнической службы Национальной полиции; о выявленной у двух адвокатов неправомерной выгоде в сумме 130 млн грн (один из подозреваемых — брат главы ОАСК Вовка); задержании бывшего первого заместителя экс-главы правления «ПриватБанка» и др.[86]
НАБУ.