Lt304888.ru

Туристические услуги

Нага (Судан)

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

(O)

Римский павильон (на переднем плане) и Храм Апедемака, Нага

Нага (араб. ‏النقعة‎‎) — развалины древнего города царства Куш Мероитской эпохи в современном Судане. Город находился в 170 км к северу-востоку от Хартума, примерно в 50 км на восток от Нила, на плато Бутана (англ.)русск. (араб. البطانة‎‎). На этом же плато находятся развалины других Мероитских городов: Ван бен Нака (англ.)русск. и Мусавварат-эс-Суфра (англ.)русск., В древности Нага занимал стратегическое положение на пути от Нила на восток вглубь страны.

Развалины Нага — наибольшие в регионе, что свидетельствует о важности статуса города для своего времени. В Нага находятся развалины двух больших храмов — Апедемака и Амона, и римский павильон.

Исследования

Карта царства Куш, IV в. до н. э.

Первые европейские путешественники достигли Нага в 1822 году. В 1837 году Нага посетил Герман фон Пюклер-Мускау. В 1843 году здесь работала Прусская Египетско-Суданская экспедиция с Карлом Лепсиусом. Эта экспедиция скопировала древние надписи и обозначила руины двух больших храмов. В 1958 году экспедиция Берлинского университета Гумбольдта занималась раскопками и восстановлением построек (эта же экспедиция работала в Мусавварат-эс-Суфра в 60-х годах[1]).

Зарисовка ландшафта Нага экспедицией Лепсиуса

С 1995 года в этом районе работает совместная немецко-польская экспедиция, в которой участвуют [1].

Городские постройки и могильники Нага датируются IV в. до н. э. — IV в. н. э. Фокусом археологов являются руины двух храмов: Храма Апедемака (можно встретить название — Храм льва) и Храма Амона. Археологи считают Нага важным источником информации о ранних цивилизациях Чёрной Африки.

Храм Амона

Амон-Ра на стене Храма Амона в Нага

Культ бога Амона на многих этапах истории Египта был самым распространённым. Жречество Амона было очень влиятельным. Можно сказать, что наряду с Осирисисом, культ Амона был самым популярным в Древнем Египте[2]. Храм Амона в Нага был основан фараоном Натакамани, храм достигал 100 метров в длину. В храме были установлены несколько статуй Натакамани.

Храм Амона, Нага

Храм ориентирован по осям восток-запад, сложен из песчаника, который с годами сильно пострадал от эрозии. Храм построен в традиционном египетском стиле, с наружным двориком и колоннадой скульптур с головой барана (символ Амона). Постройка очень напоминает Карнакский храм и гораздо более древний Храм Амона в Джебель-Баркал. Колоннада ведёт к внутреннему молитвенному пространству (Наос)[1]. Главный вход храма и стены обильно украшены вырезанными по песчанику барельефами.

Фараон Натакамани

В 1999 году совместная польско-германская археологическая экспедиция занималась раскопками внутреннего святилища, где располагалась главная статуя Амона. Им удалось раскопать оригинальный, неповреждённый "алтарь" со священными изображениями и текстом, содержащим имена фараона Натакамани и его супруги королевы Аманиторе, которые упоминаются как основатели храма. Раскопанный алтарь признан уникальным для храмов Египта и Нубии этого времени. Во внутреннем святилище были обнаружены также статуя фараона Натакамани и памятная стела королевы Аманишакете, которая была правящей королевой до правления Натакамани и Аманиторе. На передней плоскости стелы угадывается полустёртый рельеф королевы Аманишакете и бога Апедемака. Задняя и боковые поверхности стелы покрыты Мероитскими иероглифами, археологами эта стела считалась самым значимым памятником Мероитской эпохи. Первого декабря 2006 года археологический комплекс храма был взят под охрану правительством Судана, которое передало его под управление Министерства Культуры[3].

В 2004 году на территории Нага начались раскопки другого храма Амона, условно названного Нага-200. Этот храм, очень похожий на главный, но размером поменьше, был построен царём Куша Аманитаракиде. Датировка относится ко II—III вв. н. э., хотя в хронологии Нубии начала нашей эры не всё сходится — фараон Аманитаракиде, как считалось, царствовал в начале I века н.э.

Храм Апедемака

Рельеф королевы Аманиторе на стене храма Апедемака, Нага

К западу от храма Амона располагается храм Бога-льва Апедемака, олицетворявшего у кушитов военную доблесть. Считалось, что бог Апедемак охраняет покой усопших членов семей фараонов. По этому поверию — каждый, кто нарушит покой, будет проклят Апедемаком.

Постройка храма считается классическим примером Кушитской архитектуры[1]. Фасад храма представляет собой парадные ворота, украшенные рельефами фараона Натакамани и королевы Аманиторе, подчёркивающие их божественную власть над рабами (или пленными). У ног фараона и королевы, как знак их царской власти, расположились львы. Кто конкретно представлен рабами, или пленными, не вполне ясно, хотя известно, что фараоны царства Куш в эти времена активно покоряли воинственные и независимые пустынные кланы[1]. Ближе к краям фасада представлены рельефы Апедемака в виде змеи поднимающейся из цветка лотоса. На боковых стенах храма — рельефы, представляющие бога Амона. На задней стене храма находится самое большое изображение Апедемака в виде многоголового и многорукого льва поклоняющегося фараону и королеве[4]. Внутри храм украшен изображениями бога Сераписа, представленного с бородой греко-римского стиля. Присутствуют также изображения ещё какого-то бога, которого не удалось опознать, возможно из пантеона персидских богов.

Хотя архитектура храма Апедемака безусловно следует традиционным древнеегипетским мотивам, изображения фараона и королевы выполнены скорее в Кушитских традициях: фараон Натакамани и королева Аманиторе изображены довольно широкоплечими, с округлыми головами, что больше привычно для исконно Африканских изобразительных традиций[1]. То есть можно сказать, что несмотря на явные и преобладающие древнеегипетские черты, в храме Апедемака присутствуют как и греко-римские, так и кушитские мотивы. Впечатление от сочетания разных стилей ещё больше усиливается от присутствия рядом греко-римского павильона. Изображение Апедемака в виде змеи поднимающейся из лотоса также довольно необычно, что дало основание первым археологам Нага говорить даже о древнеиндийских мотивах, торговых путях из Индии через Адулис в царство Куш, хотя это предположение строго говоря ничем не обосновано.

Римский павильон

Римский павильон, Нага

Римский павильон, или киоск — небольшой храм рядом с большими храмами Амона и Апедемака, выполненный в древнегреческом стиле. Парадная сторона украшена рельефами в египетском стиле, на римской притолоке — ряд священных египетских кобр. Боковые стены украшены Коринфскими ордерами и сводчатыми окнами в римском стиле. Найденные в ходе недавних раскопок статуи Исиды[5] позволяют предположить, что сооружение было посвящено богине Хатхор[6].

Другие раскопки

Среди других зданий, раскопанных в Нага, стоит отметить самое древнее сооружение в этом районе, названное условно Храм-500. Этот храм построен королевой Шанакдакете, датируется приблизительно 135 годом до н. э. Надписи на стенах этого храма на сегодня являются старейшими Мероитскими письменами. Храм плохо сохранился, судя по настенным рельефам предполагается, что он был посвящён сразу комплексу богов — Фиванскому Амону, Муте, Хонсу и Апедемаку. В 1834 году итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини проводил на этом месте варварские раскопки, взрывая и уничтожая остатки храмов.


Примечания

  1. ↑ Sudan. — Bradt Travel Guides, 2005. — P. 128–131. — ISBN 978-1-84162-114-2.
  2. Vincent Arieh Tobin, Oxford Guide: The Essential Guide to Egyptian Mythology,Edited by Donald B.Redford, p20, Berkley books, ISBN 0-425-19096-X
  3. ZDF-"Heute-Journal", January 12, 2006
  4. Claude Traunecker, The Gods of Egypt, Cornell University Press 2001, ISBN 0-8014-3834-9, p.106
  5. R.E Witt, "Isis in the Ancient World", p7, 1997, ISBN 0-8018-5642-6
  6. Veronica Ions, Egyptian Mythology, Paul Hamlyn, 1968, ISBN 0-600-02365-6

Нага (Судан).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01