25-05-2023
Накшбандия (араб. الطريقة النقشبندية, перс. نقشبندی) — суфийское братство (тарикат), получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389). Бахауддина Накшбанд возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у тариката Ясавия, мистическое учение Абдул-Халика аль-Гидждувани, а также заложил основы организационной структуры братства. Одно из 12 материнских братств суннитского толка.
Цепь духовной преемственности таркиата (силсила) восходит как к Абу Бакру ас-Сиддику, так и к Али ибн Абу Талибу. Тарикат не имеет единого центра. Члены ордена носят колпаки преимущественно белого цвета.
Бахауддин Накшбанди был родом из селения Каср-и Арифан, близ Бухары. С детских лет он воспитывался в духе суфизма. Первым его учителем был Хадже Мухаммад Баба Саммаси (ум. в 1339), который был шейхом суфийского пути «хваджаган». Перед своей смертью он поручил Амиру Кулалу взять Бахауддина своим учеником и ввести его в дервишский орден ходжаган. Среди духовных учителей Бахауддина Накшбанди был также Абдул-Халик аль-Гидждувани (ум. в 1199), который сказал Бахауддину о том, чтобы он предпочел тихий (хафи) зикр громкому (джахри), а также ясавитские шейхи Халил Ата и Касим Шейх. Таким образом, Бахауддин Накшбанди возродил традиции и воззрения аль-Гидждувани, соединив их с учением ясавитов[1].
Бахауддин Накшбанди отверг практику громких зикров, уединений (хальвы), странствий дервишей, публичных собраний с музыкой и песнями (сама). По его мнению, стремление к Богу должно выполняться посредством тихих зикров, в том числе и коллективных. Он считал, что благодать (барака (ислам)) не передается от тарикатского шейха, а даруется суфию Богом. Бахауддин Накшбанди проповедовал идеи добровольной бедности и отказа от материального накопительства. Он придавал особое значение состоянию духовной близости ученика с учителем (рабита)[1].
Будучи строгим сторонником ханафитско-суннитского ислама, он требовал строгого соблюдения всех шариатских предписаний и неукоснительного следования сунне пророка Мухаммада и его сподвижников (асхабов)[1].
Основу учения ордена Накшбандия составляют 11 принципов. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбанди, а остальные Абдул-Халиком аль-Гидждувани:
Мировоззрение тариката представляет собой соединение и адаптацию «умеренного» городского мистицизма, отражённого в доктринах Абдул-Халика аль-Гидждувани, и кочевого «тюркского» — Ахмада аль-Ясави[2].
В вопросе отношения к властям, накшбандийский тарикат остается единственным братством, которое считает обязательным вступать в контакт с властями для того, чтобы влиять на их политику в отношении народных масс[2].
Путь (сулук) накшбандийцев состоит из десяти стоянок (макам). Основной частью практики является тихий зикр (хафи). Накшбандийцы считают, что тихому зикру пророк Мухаммад обучил Абу Бакра во время их пребывания в пещере. Другой составной частью обучения накшбандийцев является интимное общение между учителем и учеником (сухба). Наконец, тесная связь между наставником и учеником раскрывается в практике концентрации помыслов каждого из двух партнеров на мысленном образе друг друга (таваджжух). Таваджжух создает духовный контакт и духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок тариката сосредоточен на духовном очищении и воспитании сердца[2].
В тарикате не существует единого центра. Мавзолей Бахауддина Накшбанди считается местом посещения для всех членов тариката. В силу специфики тариката (отказ от аскетизма) члены братства необязательно должны жить в обители[2].
Инициация происходит после прохождения трехмесячного периода проверки. В день посвящения мюрид дает клятву верности (байа) шейху, после чего получает разъяснение тихого зикра тариката, формулу своего личного тихого зикра и набор молитв в определенном порядке их чтения[2].
Тихий зикр совершается в обязательной позе (джалса) — сидя, скрестив ноги (мурабба'). Он строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определенном ритме. Коллективный зикр совершается раз в неделю под руководством шейха. Каждый день член тариата обязан читать свою молитву[2].
Некоторые ветви тариката имеют эмблему — контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Мюриды носят невысокий войлочный колпак (кулах) белого цвета[2].
Начиная с XV в. тарикат постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство (после кадырийского тариата), функционировавшее в Туркестане, Индии, Анатолии, Балканах, Аравии, Поволжье, Северном Кавказе[1].
Духовными приемниками Бахауддина Накшбанди стали Мухаммад Парса (ум. в 1419), Алауддин Аттар (ум. в 1400) и Убайдулла Ахрар (ум. в 1490)[1]. Они распространили этот тарикат в Мавераннахре и завершили процесс исламизации народов Мавераннахра, киргизских родов и казахских племенных объединений, а также населения Восточного Туркестана. Городское по своей социальной базе братство, начало распространяться среди кочевых тюркских племён[3].
При Убайдуллахе Ахраре (1404—1490) тарикат достиг пика своего политического и экономического влияния. Опираясь на поддержку торговых и землевладельческих кругов, Ахрар активно и умело вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение сорока лет был фактическим правителем всего региона. Девиз Убайдуллаха Ахрара — «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью» — определил всю дальнейшую социально-политическую активность тариката. В 1500 г. Шибаниды, захватившие власть в Мавераннахре положили конец могуществу семьи ходжи Ахрара. Дело ходжи Ахрара продолжили ходжа Ахмад Касани и его преемники — джуйбарские шейхи (середина XVI — конец XVII в.), обладавшие серьезной политической властью при Шибанидах и Аштарханидах (Джанидах). В XVIII в. тарикат проник в Средней Азии и Поволжье, выступая в этих регионах как активная реакционная сила[3].
Первая накбандийская община была основана в Кашмире шейхом Баба Вали к середине XVI в. Большое влияние на дальнейшее развитие тариаката в Индии и во всё исламском мире оказал Ахмад Сирхинди (Имам Раббани), который подверг критике популярны среди последователей этого тариката идеи Ибн Араби и концепции «единства бытия» (Вахдат аль-вуджуд). В противовес идеи Ибн Араби, Ахмад Сирхинди развил концепцию «единства свидетельства» (Вахдат аш-шухуд), которая широко распространилось по мусульманскому миру среди суфиев.. Ахмад Сирхинди решительно выступил против различных ересей, которые были распространены в его время. Он выступал против религиозного синкретизма Акбара I (1556—1605) и прошиитских настроений Джахангира (1605—1627). Благодаря его деятельности обновленные накшбандийские воззрения (накшбандия-муджаддидия) распространились среди индийских мусульман[1]. Ветвь Накшбандия-муджаддидия более двух веков являлась одним из ведущих братств и глубоко проникла в духовную, социальную и политическую жизнь мусульманского общества Индии[3].
В Анатолию накшбандийский тарикат принёс Мулла Абдуллах Симави (ум. в 1491). Завершив обучение в стамбульской Мадраса, он прибыл в Самарканд к ходже Ахрару и провёл у него в ученичестве год. Удостоившись духовной инициации (рухания) Бахауддина Накшбанди в Бухаре, он отбыл на родину. После обновленческой деятельности Ахмада Сирхинди таркиат стал популярен на территории Османской империи[1].
Около 1630 г. Накбандия-муджаддидия проникает в Йемен и Хиджаз, оттуда его члены распространились в Египет. Вторая волна миграции индийского братства связана главным образом с деятельностью ученика ходжи Мухаммад-Ма’сума (ум. в 1669 г.) — Мухаммад-Мурада аль-Бухари (ум. в 1729 г.), пропагандировавших идеи тариакта в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. Усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь достигла Боснии. Из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние тариката в Палестине. Там ими были основаны несколько завия, среди которых иерусалимская завия-йи узбакия, действовавшая до 1973 года[3].
Благодаря усилиям выдающихся теоретиков Абдуллаха Дехлеви и Халида Багдади (ум. в 1826), накбандийский тарикат распространилась в Ираке, Сирии и Курдистане, став самым распространенным тарикатом в исламском мире. Халид Багдади организовал в Османской империи свою ветвь (нашбандия-халидия). На протяжении нескольких десятилетий XIX века орден накшбендия-халидия пользовался поддержкой османских султанов, которые после упразднения корпуса янычар заменили их шейхами ордена Бекташи[1]. Халидия стояла во главе вооруженных восстаний за национальную независимость курдов (1879 г.), а также боролась против буржуазных реформ в Турции. Через Хиджаз эта ветвь проникла в Индонезию (1840 г.), Малайзию, на Цейлон, Калимантан и о-ва Сулу, в Мозамбик.
Через Северную Турцию тариат проник на Кавказ, став там идеологической базой движения «мюридизма» под руководством имама Шамиля (ум. в 1871 г.)[2].
В конце XIX в. только в Стамбуле насчитывалось 52 действующих текке. В 1925 г. тарикат был распущен в Турции, а его деятельность запрещена[2].
В Иране тарикат появился во второй половине XV века. В XVI—XVIII вв. тарикат не действовал и лишь в конце XIX в. в Хорасане возникли шиитские группы накшбандийцев, действующие до настоящего времени[2].
Тарикаты | |
---|---|
Азимия[en] • Айссауа • Ба алавия[en] • Бадавия • Байрамия[en] • Бекташи • Бурхания[en] • Галибия[en] • Даркавия[en] • Джахрия[en] • Джелветия[en] • Джеррахия[en] • Дисукия[en] • Захидия[en] • Идрисия[en] • Каландария • Касназани[en] • Кадирия • Кубравия • Мадария[en] • Маламатия • Мевлеви • Мюридизм • Накшбандия • Насирия[en] • Ниматуллахи • Нисбат-е-Расули[en] • Нур Ашки Джерахи[en] • Нурбакшия[en] • Рахмания[en] • Рифаия • Ришия[en] • Рошани • Саадия • Сарвария[en] • Сафавия[en] • Санусия • Сулейманджия[en] • Сунбулия[en] • Сухравардия • Тиджания • Увайсия • Хаджи-мюридия • Халватия[en] • Халидия[en] • Хамалая[en] • Хатмия[en] • Хваджаган[en] • Хуруфизм • Чиштия • Шазилия • Шаттария[en] • Ясавия |
Накшбандия.