22-06-2023
Город
|
Наманга́н (узб. Namangan) — второй город в Узбекистане по величине после Ташкента административный центр Наманганской области.
Население — 449,2 тыс. жителей (2011)[1] . второй по численности населения город в Узбекистане.
Содержание |
Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.
Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование[2].
Наманган — второй по численности населения город Узбекистана после Ташкента. В этническом составе населения города большинство составляют узбеки. Процент русскоговорящего населения Намангана резко уменьшился после распада СССР. Большинство русскоговорящего населения города уехало в другие страны. Однако небольшой процент русскоговорящих по-прежнему проживает в Намангане.
Год | 1897 | 1910 | 1939 | 1959 | 1979 | 1989 | 1999 | 2011 |
Население, тыс. жителей |
62 | 75,5 | 80 | 123 | 227 | 308 | 382 | 449,2 |
Слово «Наманган» произошло от таджикского «Намак кан» (نمککان) — «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века, город с 1610 года.[3] В 1620 году город в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента.
В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819—1821 годах. Российский путешественник и географ А. Ф. Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году писал:
Как осуществилось одно из последних творений — Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооруженный своим кетменем, он должен был работать, на своих харчах, в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен
А. Ф. Миддендорф. Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.
Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщии, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан, был беком в Намангане. В 1845 году, Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.
Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки, привели к тому, что Наманган, в 1873-76 годах, присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи. После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области.
С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5 процента всей валовой промышленной продукции. Связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности, колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане функционировало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугунноплавильных мастерских.[4]
Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине, по численности школ и мактабов. В городе успешно функционировало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Функционировала больница на 20 коек.
В 1912 году Наманган был соединен железной дорогой с Кокандом. Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве, по численности населения. В этот период было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.
22 октября 1908 года вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:
В червленом щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области
10 мая 1917 года, в городе состоялся митинг трудящихся, а в июне 1917 года, в городе был создан мусульманский Совет рабочих депутатов.М. В. Фрунзе. Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш. З. Элиава, председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев. Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде. В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики.
С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам ТуркестанаВ 1926 году город пережил сильное землетрясение.
Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца второй пятилетки (1937 год).
В 1930 году в Намангане имелись 17 школ первой ступени и две школы повышенного типа: одна семилетка и одна девятилетка, работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок. В городе работали педагогический техникум и медицинский рабфак. Работало 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад. Было открыто 18 лечебно-профилактических учреждений.Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне. 10 марта 1941 года, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Наманганской области, а Наманган стал её административным центром.
15 июня 1932 года по инициативеВ годы Великой Отечественной войны в городе работал эвакуированный из Ворошиловграда русский драматический театр , который вернулся обратно в Ворошиловград в 1943 году. В 1941—1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ)[6]. Также, с сентября 1942 года по весну 1945 года, в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов /АВАШП/, нынешнее Армавирское лётное училище (АВВАКУЛ). В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 тысяч наманганцев, погибло на фронтах Великой Отечественной войны.
в 1989 г вышла первая настоящая демократическая статья в газете «Наманганская правда», под названием « Чертовщина», которая взбудоражила и перепугала весь город Наманган. Автор статьи — Нач. отдела газеты Тисленко Сергей Иванович.
С 3 по 5 декабря 1990 года, в городе произошли беспорядки на национальной почве. 2 декабря, местные хулиганы, устроили ссору и драку с военными в автобусе. Погибли 5 военнослужащих Советской Армии, которых хулиганы сожгли в том же автобусе, где была устроена драка. Также погибло трое гражданских лиц. Порядок удалось восстановить только к 5-му декабря.
По другим данным зачинщиками ссоры и драки были сами военнослужащие, которые в состоянии алкогольного опьянения начали приставать к женщинам и девушкам. ЦТ и Газета « Комсомольская правда» писала в те дни про это, как « Черные яблоки Намангана».В 1990 году в Намангане открылся первый в СССР, официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа, методом Джуны Давиташвили (Экстрасенсов) с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР.(Отраслевая научно исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР)Организатор и руководитель — Мадаминов Тахир Касымович.[7]
После обретения Узбекистаном независимости, Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 90-х годов ХХ века, в городе функционировали неправительственные исламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение исламского халифата в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 90-х годов, властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты исламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние исламистов пошло на убыль.
Аэропорт Намангана расположен в 12 км от центра города.
Действует железнодорожная станция Наманган.
Троллейбусы ходили в Намангане с 1973 года по 3 января 2010 года. Нерегулярность работы общественного транспорта (автобусы и троллейбусы), привели к тому, что основную долю пассажироперевозок, осуществляют частные маршрутные такси, состоящие в основном из миниавтобусов «Дамас», южнокорейской компании «Дэу», узбекской сборки. Они же осуществляют перевозки не только по области, но и по всей Ферганской долине.
Футбол — один из популярнейших видов спорта в Намангане. В чемпионате Узбекистана, Наманган представлен клубом «Навбахор». Клуб был основан в 1974 году и сначала назывался «Текстильщик». Однако неудачи, вынудили тогдашнее руководство области, сменить вывеску и клуб переименовали в 1983 году в «Автомобилист», а в 1988 году в «Навбахор».[8] В Советское время, клуб играл во второй лиге чемпионата СССР и особых достижений не имел. По итогам сезона 1990 года, Навбахор сумел выбиться из второй лиги и последний союзный чемпионат 1991 года, «Навбахор» проводил в первой лиге, где занял девятое место. После объявления независимости Узбекистана, клуб прочно обосновался в высшей лиге чемпионата Узбекистана. В 1996 году «Навбахор» стал чемпионом Узбекистана, в сезонах 1993-94-95, 1997, 1999, 2003 и 2004 годов, обладатель бронзовых медалей, а в сезонах 1992 и 1995 годов, обладатель Кубка Узбекистана. В 1998 году победив в финале Кубка Узбекистана ферганский «Нефтчи», «Навбахор» в третий раз завоевав Кубок, навсегда оставил его в клубе. В 1999 году, «Навбахор» стал первым обладателем Суперкубка Узбекистана. Немало игроков «Навбахора», выступало за сборную Узбекистана. В 2006 году «Навбахор» был переименован в «Навбахор-Н». «Навбахор» имеет свой стадион, с одноимённым названием, расположенный в 3-м микрорайоне Давлатабада. Официальный сайт: www.pfc-navbahor.uz
Наманган, город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские учёные исламисты занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. С уверенностью можно сказать, что Наманган и сегодня является центром Ислама в СНГ. За период 1990 - 92 гг., населением города, на добровольной основе и без экономической помощи государства, были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году, их число в городе достигло 270, а по всей Наманганской области - более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года, их было более 400 при населении 180 тысяч человек.
В конце 80-х годов в городе вновь стали возрождаться исламские традиции. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из исламских центров в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной исламской оппозиции Центральной Азии Тохир Юлдаш и Джума Намангани — уроженцы Намангана.
С 1990 года, в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.
Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные исламские организации. Одной из самых крупных религиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 80-х - начале 90-х гг, стала «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального исламского течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.
Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР, ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от исламских организаций и фондов Саудовской Аравии и стран Персидского залива. На полученные средства стали издавать и распостранять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные мусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.
Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению халифата и введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению неверных, сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.
Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым непроверенным информациям новое течение исламистов в мечети «Отауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря. [9]
После провозглашения независимости Узбекистана, Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов осталась мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). В этот период наиболее сильной группировкой была «Ислам лашкарлари». Группировка делилась на два крыла:
а) «Адолат» или «Партсъезд-9». Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло "Ислом лашкарлари" было разгромлено в марте-апреле 1992 г.
б) «Ваххабиты». Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель — Тохир Юлдаш. Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир.
Также, в 1992—1995 гг, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани. Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.
Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 гг. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с исламистами. В результате были разгромлены ряд исламских организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан.
После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года, исламские радикалы подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день, ситуация находится под полным контролем властей.
Наманганский арк (крепость, цитадель) находился на территории нынешнего парка Бабура. Во время восстания в Намангане антисоветских элементнов, цитадель служила местом укрытия красноармейцев. Позднее арк был срыт, оставшиеся фрагменты крайне незначительны
Наманган.