24-05-2023
Нанопа́нк — направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Изображают возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии.[1]
В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов. Так в романе Рибофанк описывается гибель мира от бесконтрольно размножившихся силикробов (наноботов).
В западной фантастике одним из первых произведений в жанре нанопанка можно считать роман Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и Пола Ди Филиппо «Рибофанк» (1996). Исторически пришел на смену киберпанку, поэтому содержит в себе ряд его элементов — транснациональные корпорации и секретные разработки в тайных лабораториях; уличные беспорядки; карантинные службы; эпидемии, поиски вакцин.
Также к нанопанку относят работы Гибсона.[2][3]
В русской фантастике произведения с элементами нанопанка создавал «Боятся ли компьютеры адского пламени?», «Киберозойская эра» и «Судьба Кощея в киберозойскую эру», повесть «Отечественная война 2012 года».
Предвестником нанопанка является рассказ «Микроруки» Бориса Житкова. А в годы холодной войны Станислав Лем написал рассказ «Эволюция вверх ногами», про военное применение нанотехнологий. Чуть позже эта тема была развита в его романе «Мир на Земле»
Киберпанк и производные | |
---|---|
Киберпанк и производные | Киберпанк · Пост-киберпанк · Биопанк · Нанопанк · Стимпанк · Дизельпанк · Сплаттерпанк · Ститчпанк |
Связанные темы | Киберкультура · Трансгуманизм · Антиутопия |
Нанопанк.