13-10-2023
Народность искусства — одно из базовых понятий марксистско-ленинской эстетики.
Означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа.
В концепции марксизма-ленинизма понятие народности искусства тесно связано с революционной борьбой в России. Большевики отождествляли народность с партийностью, утверждая, что искусство должно отражать интересы трудового народа.
Ленин в беседе с Кларой Цеткин утверждал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно… массам и любимо ими».
Пушкин был одним из первых, кто определил народность литературы. "С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность… — писал он. — Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком… Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу."
Это заготовка статьи по марксизму. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Народность искусства.