Lt304888.ru

Туристические услуги

Некрасова, Юлия Борисовна

28-07-2023

Некрасова Юлия Борисовна
Дата рождения:

14 декабря 1931(1931-12-14)

Место рождения:

Москва СССР

Дата смерти:

22 мая 2004(2004-05-22) (72 года)

Место смерти:

Москва  Россия

Страна:

СССР, Россия

Научная сфера:

логопедия, психология

Место работы:

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной РАО

Учёная степень:

доктор психологических наук

Альма-матер:

МГПИ им В.И. Ленина

Научный руководитель:

Дубровский К.М.

Известные ученики:

Карпова Н.Л.

Известен как:

автор уникального метода социореабилитации людей страдающих заиканием

Награды и премии


Некрасова Юлия Борисовна (14 декабря 1931 - 22 мая 2004) - логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием.

Содержание

Биография

  • Родилась 14 Декабря 1931 года в Москве.
  • В 1950 году поступает на дефектологический факультет МГПИ им В.И. Ленина. Учится у С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, А. В. Ипполитовой.
  • В 1955 году с отличием окончила логопедеческое отделение дефектологического факультета МГПИ им В.И. Ленина[1].
  • С 1955 по 1965 работала логопедом в поликлинике Министерства путей и сообщений.
  • В начале 1960-х гг. проходит обучение у врача К.М. Дубровского, который при помощи заведующего кафедры психотерапии в Харькове И.З. Вельвовского провел несколько курсов обучения своему методу "сеанса одномоментного снятия функциональных неврозов", в том числе и логоневроза. Эти курсы на базе Харьковской поликлиники МПС тогда прошли сотни врачей, занимающихся нервными расстройствами, и логопедов. Освоить метод сумели единицы, и одной из лучших и любимых учениц была Ю.Б. Некрасова.
  • В 1968 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему "Восстановление речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях".[2]
  • В 1974-1976 гг. Ю.Б. Некрасова - научный сотрудник НИИ дефектологии. Она руководила лабораторией психотерапевтических методов реабилитации заикающихся, которая была открыта при поддержке академика А. В. Петровского.
  • С 1976 года работает в лаборатории психических состояний НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Ф.Д. Горбова.
  • С 1980 по 2000 гг. Юлия Борисовна работала в ПИ РАО под руководством академика А. А. Бодалева с начало старшим, а затем ведущим научным сотрудником в лаборатории "Психология общения в семье и школе", преобразованной в 1993 г. в научно-исследовательскую группу "Психологии общения и реабилитации личности".
  • В 1992 году защитила докторскую диссертацию на тему "Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся".

Ю.Б. Некрасова участвовала в международных конгрессах и симпозиумах по психологии и психотерапии - ее методика была представлена в Финляндии (1985), Англии (1989), Италии (1989), Чехословакии (1991), ФРГ (1989, 1990, 1992, 1994).

  • В течение многих лет Ю.Б. Некрасова вела и общественную работу, являясь лектором постоянно действующей школы-семинара при ассоциации педагогов-исследователей, была членом одной из комиссий Детского фонда им. В.И.Ленина.
  • Ю.Б. Некрасова скончалась в Москве 22 мая 2004 года.

Метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием

Ю.Б. Некрасова разработала методику библиотерапии для работы с заикающимися подростками и взрослыми. В своей методике Ю.Б. Некрасова предлагает произведения различных авторов, произведения первой группы вызывают у пациентов уверенность в избавлении от заикания, которая связана. только с надеждой на психотерапевта. Произведения второй группы, с психологической точки зрения значительно сложнее для заикающегося. В произведениях первой группы избавление от недостатка, боли, конфликта происходит само собой, независимо от усилий персонажей гадкий утенок превращается в лебедя, потому что он родился лебедем, во второй группе произведении герои пытаются найти выход из трудной ситуации самостоятельно. Однако, нарастание психологических трудностей остаётся незамеченным для пациента, который уже включился в сам процесс анализа произведения. Одним из центральных произведении на этом этапе является книга "Я умею прыгать через лужи" Маршалла А. Анализ произведении второй группы не только психологически подготавливает пациента к трудностям предстоящего лечения, но и помогает психотерапевту найти индивидуальны" подход к каждому из них. Нa этом работа с книгой не заканчивается, в целом предлагается более 30 произведении с нарастающей сюжетной, философской и психологической сложностью. В данной методике кульминацией творческой активности пациента является готовность стать автором собственного произведения. Важным моментом в таком роде творчества служит его образно-символическая форма, опосредованно подсказанная психотерапевтом. Ю.Б. Некрасова делает из применения своей методики следующие выводы: 1) творчество, поисковая активность дают возможность пациенту преодолеть "зацикленность" на своих проблемах, помогают увидеть себя и мир по-новому, что является необходимым условием для постепенного разрыва порочного круга логоневроза; 2) создаются условия для раскрытия индивидуальности и неповторимости каждого пациента, перестраивается потребностно-мотивационная сфера, возникают новые ценностные ориентации, из-меняется личностная направленность; 3) опосредованность воздействия моделирует ситуацию творческого процесса и делает возможным совершение пациентами многих самостоятельных открытий нравственного, философского, психологического, эстетического и даже научного плана; 4) введение данного этапа меняет всю структуру психотерапевтического процесса, свёртывая традиционный выжидательный этап за счёт активного раскрытия и перестройки личности; 5) Особое психологическое значение имеет возникающее в ходе пропедевтического этапа динамическое единство психотерапевта и пациента; 6) библиотерапия как комплексная методическая система включа¬ет в себя диагностическую, коммуникативно-моделирующую и терапевтическую функции; 7) библиотерапия пробуждает состояние поисковой активности, которое стимулирует оздоровительные механизмы коррекции заи¬кания 8) воздействуя на личность и психическое состояние человека, биолиотерапия является мощным средством в системе коррекционной педагогики. Некрасова Ю.Б. с сотрудниками разработала систему социореабилитации заикающихся подростков и взрослых.

Карпова М.Л. пишет об этой системе следующее: "Целью процесса социореабилитации является продвижение личности по пути становления субъектом своей жизни, в данном процессе особую роль играет "внешняя" для пациента среда, поскольку любое сложное хроническое заболевание затрагивает и личную сферу больного. Происходит развитие так называемого "вторичного невроза" заболевания, что проявляется и в личных проблемах и в нарушении коммуникативной компетентности. поэтому актуальным в социореабилитации является максимально возможное включение в процесс терапии членов ближайшего окружения пациента. Это нашло практическое подтверждение в разработанной нами методике групповой семейной логопсихотерапии-лечении заикающихся подростков и взрослых при активном участии членов их семей. Особо подчеркнём, что данная методика позволяет организовать как мотивационную включённость, так и, в конечном счете, мотивационную вовлечённость всех участников в процесс психокоррекпионной работы и поддерживать высокий уровень активности и заинтересованности (вовлечённости) на всех этапах курса семейной групповой логопсихотерапии[3].

Ю. Б. Некрасова - автор более 40 научных публикаций в отечественных и зарубежных периодических изданиях, участник многочисленных международных конгрессов, о ее работе сняты научно-документальные фильмы "Человек может все" (1986), "Я, конечно, вернусь..." (1988) и другие. Неоднократно показанные по центральному телевидению, эти фильмы имели огромное воздействие не только на научную общественность, но и на широкую аудиторию своим оптимистическим содержанием и гуманистической направленностью. Система групповой логопсихотерапии, созданная Ю. Б. Некрасовой, в настоящее время находит дальнейшее развитие и применение в деятельности ее учеников и последователей в различных городах России[4].

Труды

  • Некрасова Ю.Б.Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся //Вопросы психологии.- 1980.- №5.- С. 32.
  • Некрасова Ю. Б. : Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся//Вопросы психологии.- 1984.- №2.- С.75.
  • Некрасова Ю. Б. : Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии//Вопросы психологии.- 1985.- №2.- С.127.
  • Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения//Вопросы психологии.- 1986.- №5.-С.90.
  • Некрасова Ю. Б. : Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения//Вопросы психологии.-1991.- №5.- С.123.
  • Некрасова Ю. Б. : О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся)//Вопросы психологии.-1994.- №6.- С.37.

Примечания

  1. Памяти Ю.Б. Некрасовой//Дефектология.-2004.- №5.
  2. Ю.Б. НЕКРАСОВА Некролог //Вопросы психологии.- 2004.-№4.
  3. Карпова H.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учебное пособие. -М. : Флинта, 1997.
  4. БОДАЛЕВ А.Л. , ЧУДНОВСКИЙ В.А. , КАРПОВА Н.Л. , РАУ Е.Ю. ОНА ВОЗВРАЩАЛА ЛЮДЯМ ДАР РЕЧИ//Психологический журнал.- 2007.- №1.

Ссылки

  • Ю.Б. Некрасова на сайте Методика групповой семейной логопсихотерапии
  • БОДАЛЕВ А.Л. , ЧУДНОВСКИЙ В.А. , КАРПОВА Н.Л. , РАУ Е.Ю. ОНА ВОЗВРАЩАЛА ЛЮДЯМ ДАР РЕЧИ//Психологический журнал.- 2007.- №1.
  • Ю.Б. НЕКРАСОВА Некролог //Вопросы психологии.- 2004.-№4.
  • О нашем учителе Ю.Б.Некрасовой и её работе
  • Юлия Борисовна Некрасова//Консультативная психология и психотерапия.-2004.-№2.
  • Скобликова С.Б. О НАШЕМ УЧИТЕЛЕ Ю. Б. НЕКРАСОВОЙ И ЕЕ РАБОТЕ

Некрасова, Юлия Борисовна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01