Lt304888.ru

Туристические услуги

Ненасилие

16-07-2023

Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

Содержание

Подходы к ненасилию

Махатма Ганди, идеолог ненасилия.

Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.

Ненасилие в религии

В христианстве идеи ненасилия были сформулированы в Нагорной проповеди. Одной из провозглашенных в проповеди заповедей было: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (Мт., 5, 38).

В буддизме и индуизме понятие ненасилия восходит к идее ахимса, означающему «непричинение вреда живым существам», противоположности насилию. Вслед за использованием Махатмой Ганди понятия ахимса как синонима ненасилия такое понимание утвердилось в современной европейской культуре. Однако понятие ахимса скрадывало активный, деятельный аспект ненасилия, как его понимал М. Ганди, и он впоследствии разработал новое в индийской философии понятие «сатьяграха» для выражения своих взглядов на ненасилие[1].

Ненасилие в политике

Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длящейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии. Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права негров в США.

Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными. Вследствие этого, стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.

Ненасилие и пацифизм

Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним. Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие. Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам. Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия. Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определенной области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.

См. также

Примечания

  1. Этика ненасилия. А. А. Гусейнов. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.

Ссылки

  • Библиотека проекта «Вне насилия»
  • Библиотека проекта «Некий»
  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова

Литература

Тексты

  • «Жалоба мира» (1517 г.)
  • «Гражданское неповиновение» (1848 г.)
  • «Царство Божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
  • «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
  • «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
  • «Моя вера в ненасилие».
  • «Паломничество к ненасилию»

Исследования

  • о Мо-Цзы и Лао-Цзы — из статьи «Христианство и мировые религии»
  • «Отношение первых христиан к войне»
  • «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
  • «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
  • Рыбаков Р. Б. «Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди)» // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
  • Р. Джонсон «Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • «Нобелевская премия мира 1947 года» - о квакерах
  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
  • «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
  • А. Е. Сериков «Гринпис как ненасильственная экологическая организация» // «Опыт ненасилия в XX столетии», М.: 1996.
  • Педагогика ненасилия: Опыт педагогической практики.
  • «О революции. Насильственная революция или христианское освобождение?» (с пред. Л.Н.Толстого), 1904.
  • Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива
  • План академического курса «Насилие и ненасилие» (Утерждено: Учебно-методическим Советом по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию, профессор В. В. Миронов)
  • Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. А. Гжегорчик. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54—64.
  • Этика ненасилия. А. А. Гусейнов. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.
  • Понятия насилия и ненасилия. А. А. Гусейнов Вопросы философии. 1994. № 6.
  • Ненасилие: философия, этика, политика. Сборник под редакцией Гусейнова А. А. — М.: Наука, 1993
  • Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Братченко С. Л. — СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999
  • Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Ситаров В. А., Маралов ВТ. — М., 2000.

Критика

  • Ненасилие и его насильственные последствия. Мейерс В.


Ненасилие.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01