14-07-2023
Мост «Новая Европа»[1] (раньше известный как Мост Видин-Калафат, в Болгарии также как Дунав мост 2) – новейший мост на реке Дунай.
Этот автомобильный и железнодорожный мост над рекой Дунай связывает города Видин (Болгария) и Калафат (Румыния). Он входит в 4-тый паневропейский транспортный коридор и Европейский маршрут E79. Имеет ключевое значение для юго-восточной транспортной оси Европы с его возможностями комбинированных перевозок и переноса определенных объемов трафика с автомобильного на железнодорожный транспорт.
По конструкции это вантовый мост из железобетона. Имеет 13 пролетов. Общая длина - 3598 м, над водой - 1791 м; высота - до 45 м. По мосту проложены 4 полосы для автомобилей, железнодоржная линия, велосипедная аллея, 2 пешеходные аллеи.
Болгария подписала с Европейским союзом меморандум о финансировании проекта в размере 225,8 миллиона евро в 2005 г. Национальное финансирование со стороны Болгарии - 60,8 млн. евро, в том числе для прилегающей инфраструктуры в Болгарии - 4 развязки, 7 км железнодоржной линии, 3,5 км автомобильных дорог и пр. Строительство дороги и железнодоржной линии в Румынии финансировано путем 57 млн. евро от ЕС и 12 млн. евро от Румынии .
В далеком 1909 году видинское гражданство принимает на большом митинге резолюцию с настаиванием о проектировании и строительстве моста над Дунаем при Видине-Калафате. Петиция отправлена через 7-рых депутатов от Видинского региона тогдашнему премьер-министру Малинову и в Народное собрание, показывают документы, сохраняемые в Видинском государственном архиве. Румыния согласилась с идеей еще тогда - более 100 лет назад, но на протяжении десятилетий инициатива остается только мечтой[2].
В 1980-ые годы в Болгарии начинается снова обсуждение идеи о более прямой и быстрой связи страны со странами Центральной и Северной Европы путем альтернативной дороги через Видин, которая должна заменить комбинированным мостом действующуй уже десятилетия железнодорожный (позже и автомобильный) паром Видин-Калафат. Особенно остро в Болгарии ощущается потребность в такой связи в 1990-ые годы из-за эмбарго против Югославии во время политической кризы и войн на Западных Балканах.
В присутствии еврокомиссаря Йоханнес Хан мост открыт официально 14 июня 2013 года, а с 15 июня 2013 года он в эксплуатации[3].
Новая Европа (мост).