23-04-2023
Новообновленчество (или неообновленчество) — термин, впервые использованный в отношении деятельности представителей Русской Православной Церкви, поддерживавших положения Декларации 1927 года, подписанной заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), некоторыми противниками Декларации. Употребление термина носит полемический характер, и никем не используется в качестве самоназвания.
Содержание |
Термин «новообновленчество» («неообновленчество») появился в конце 1920-х годов в Советской России после появления церковной Декларации 1927 года за подписью заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Декларация провозглашала принцип лояльности Православной церкви советскому правительству и готовность к сотрудничеству с ним. Часть епископата, духовенства и мирян не приняли Декларацию, а некоторые прервали молитвенное общение с митрополитом Сергием, отвергнув линию компромисса с советской властью, и прекратили его поминовение в храмах. Тем самым было положено начало движению «непоминающих». Именно в этой среде впервые появился термин «новообновленчество» — как обозначение деятельности тех представителей церкви, которые приняли Декларацию.
В отношении сторонников «Живой Церкви» и других обновленческих течений применялся термин «старообновленцы», а в отношении единомышленников митрополита Сергия (Страгородского) — «новообновленцы».
… Декларация митрополита Сергия и есть — обновленчество — сергианский раскол, приведший Церковь к ещё большим смутам и треволнениям, нежели «первобытные» обновленцы. Самым существенным возражением было обвинение заместителя Местоблюстителя в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в неообновленчество».[1].
— Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)
Этот термин также использовали в своих посланиях, письмах и статьях другие противники Декларации: М. А. Новоселов, епископ Алексий (Буй), протоиерей Валентин Свенцицкий.[2]
Новообновленчеством иногда называли возникшее в 1960-е годы в СССР течение, связыванное с деятельностью священника Александра Меня[3].
В 1990-е — 2000-е движение, именуемое противниками неообновленческим, группируется прежде всего вокруг священника Георгия Кочеткова[4], священника Владимира Лапшина[5], а также в некоторой степени к ним иногда относят клириков общины Александра Борисова , настоятеля храма Космы и Дамиана в Шубине, в Москве, — в особенности священника Георгия Чистякова[6] († 22 июня 2007).
Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Новообновленчество.