Lt304888.ru

Туристические услуги

Новые мученики Российские

17-06-2023

(перенаправлено с «Новые мученики Российские»)
Перейти к: навигация, поиск

Новые мученики Российские (Новые мученики Россійскіе) — книга протопресвитера Русской православной церкви заграницей Михаила Польского, впервые изданная в 1949 году типографией преподобного Иова Почаевского в Джорданвилле. В 1957 году там же вышел второй том.

Выход в свет собрания документов протопресвитера Михаила Польского являлся важным этапом в изучении истории Русской Православной Церкви 1920-х — 1930-х годы. Это было первое систематизированное и наиболее полное на тот момент собрание сведений о русских мучениках и исповедниках веры[1].

История книги

Священник Михаил Польский. Тюремная фотография. Зырянский край. 1928 год.

Собирать материал для своей книги священник Михаил Польский начал ещё в СССР. В деле по обвинению многих священнослужителей и мирян, в том числе епископа Серафима (Звездинского), епископа Андрея (Ухтомского) и других говорилось: «Следствие установило, что о. Михаил собирал материалы для своей книги, которые ему удалось вывезти за границу. Помощником ему в этом деле, по заключению следствия, являлся В. Н. Максимов, с которым о. М. Польский встречался, нелегально проживая в Москве». Как говорилось в обвинительном заключении, «ещё в 1923 г. Польский с Максимовым, будучи вместе на богомолье в Дивеевском монастыре, остановившись на квартире обвиняемого Павла Боротинского, занимались составлением рукописей, впоследствии, как видно из вышеуказанного, превратившихся в к[онтр][еволюционную] книгу [имеется ввиду „Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника“], изданную Польским за границей. Также Максимов был в курсе бегства Польского в Иерусалим и его деятельности заграницей через переписку Польского из заграницы с некоторыми лицами в Москве»[1].

Кроме вывезенных из России документов сборник пополнялся собранными уже за границей материалами из воспоминаний, писем, дневников, опубликованных и неопубликованных статей, переданных ему в эмиграции. Первым источником во втором томе значится «Дело митрополита Сергия», с которым удалось познакомиться протоиерею Михаилу Польскому. Неполный комплект этого дела хранится в Синодальном архиве РПЦЗ в Нью-Йорке[1]. В этой книге были собраны доступные составителю материалы: личные воспоминания участников событий, сведения из белогвардейской, зарубежной и советской периодики с описанием положения Церкви в период гражданской войны, судебных процессов над духовенством, изъятия церковных ценностей, разрушения храмов и монастырей и вскрытия святых мощей[2].

В 1949 году типографией преподобного Иова Почаевского в Джорданвилле печатает первый том. В 1957 году там же вышел второй том. Автор продолжил работу над третьим томом, но смерть в 1960 году прервала его деятельность и третий том так и не вышел, оставшись в виде машинописи[3].

В предисловии к первому тому своей книги протопресвитер Михаил Польский писал:

Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевистского безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу. Всех, кто только может дать имена мучеников и свои хотя бы краткие сообщения о них, или указать на материалы о них и фотографии, а также дать дополнения и поправки к тем сообщениям, которые есть в этой книге, мы приглашаем непременно сделать это и помочь этому начинанию. Никто не может быть безразличным к славе Церкви Христовой. Страдания за неё не могут быть забыты. Да не изгладится, но да прославится память о наших мучениках из рода в род.

В 1972 году вышло сокращённое англоязычное издание труда «Новые мученики Российские»: The new martyrs of Russia. — Montreal, 1972. 137 p.[4]

Труды протопресвитера Михаила Польского, посвящённые новомученикам, нелегально распространялись в 1970-е — 1980-е годы в среде верующих и духовенства в СССР[5]. Так как в послевоенное время многие источники по истории преследования Церкви в 20-е — 30-е годы, в том числе и большинство советских газет и журналов, стали практически недоступными для исследователей в СССР, поэтому для очень малочисленных читателей этой книги в России эта книга была страшным откровением о недавно произошедших событиях[2].

Отзывы

Протоиерей Аркадий Маковецкий в книге «Белая Церковь: вдали от атеистического террора» отмечает[6]:

Будучи сам исповедником веры, видевшим на Соловках и в Зырянском крае страдания и смерть многих новых мучеников, автор свидетельствует о них с особой силой личного опыта. Будучи первопроходцем на этом новом этапе отечественной агиографии, о. Михаил обратил внимание прежде всего на святых царственных мучеников, а также на наиболее известных святителей, пастырей и мирян. В подходе о. Михаила к составлению житий мучеников прослеживаются два важных момента. Во-первых, считая советскую власть по существу антихристианской, о. Михаил признаёт новомучеником любого православного христианина, умерщвлённого этой властью. Во-вторых, о. Михаил подчёркивает, что христианское мученичество смывает с человека все ранее совершённые грехи.

Как отмечает историк Ольга Косик[1]

Несмотря на несомненную ценность этого издания, познакомившего с подвигом новомучеников читателей в эмиграции, а затем и в России, сборник не был лишён недостатков. Некоторые документы были воспроизведены без изменений, другие подверглись произвольному сокращению. Проверить датировку автор не имел возможности, так же как и осуществлять археографическую подготовку, да он и не ставил такой задачи. В книгах есть немало фактических ошибок.

Преподаватель Калужской духовной семинарии протоиерей Андрей Безбородов, анализируя эмигрантские издания о новомучениках и исповедниках: «Новые мученики Российские» протопресвитера Михаила Польского, «Трагедия Русской Церкви» Льва Регельсона и «Свидетельство обвинения» Владимира Русака констатирует:

эти труды страдают недостоверностью и легендарностью части материала, излишней эмоциональностью и политизированностью. К большому сожалению, эти же недостатки преследуют и многие современные работы. Их главной целью является показ произвола и беззакония советской власти, а мученический и исповеднический подвиг часто является лишь средством для достижения означенных целей[7].

По свидетельству протоиерея Максима Козлова:

Как бы ни увеличилось сейчас наше знание о новомучениках, какие бы неточности ни были открыты в книге о. Михаила, но, появившись в смутные годы богоборческой власти, она была лучом правды церковной, просветившим и согревшим души многих и многих людей[8].

Примечания

  1. ↑ Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов Litres, 10 дек. 2014 г.
  2. ↑ Работа Комиссии по канонизации при Новосибирской епархии, на примере сбора материалов для прославления священномучеников Новосибирских // Новосибирский Епархиальный вестник, № 1 2004
  3. В Лавре преподобного Сергия см. примечание 189
  4. Протопресвитер Михаил Польский (Польский Михаил Афанасьевич) (M. Polsky) (1891—1960) // РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  5. Польский Михаил // Русские в Северной Америке. Е. А. Александров. Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005, стр. 404
  6. Белая Церковь: вдали от атеистического террора: история Русской Православной Зарубежной Церкви Издательский дом "Питер", 2009 - 315 стр.
  7. Преподаватель КДС протоиерей Андрей Безбородов: «Новомученики и исповедники. Возможности локализации» | Калужская Духовная Семинария
  8. Исповедально-завещательная библиография, 1 марта 2005 г.

Новые мученики Российские.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01