23-10-2023
Образование во Франции обязательно с 6 до 16 лет[1]. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм образования.
Образование состоит из нескольких ступеней:
Ежегодно на образование расходуется около 6,1 % ВВП[2]. По данным на 2009 год, в школах начального и среднего образования обучаются 12 016 484[3] детей. Доля частного образования в начальном и среднем 16,9 %[3], в высшем 14 %[4] студентов.
Содержание |
Начальное образование состоит из двух ступеней: детский сад и начальная школа. Ходить в детский сад не обязательно, но на сегодняшний день практически 100 % детей в возрасте от 3 до 5 лет учатся в детском саду[5].
Детский сад не является обязательным. Данное учреждение рассчитано на детей в возрасте от 2 до 5 лет. Количество детей в возрасте 2 лет в детских садах составляет 20,9 %[5], от 3 до 5 лет 100 %. Дети в детском саду делятся на 3, иногда 4, группы: TSP (фр. très petite section), PS (фр. petite section), MS (фр. moyenne section), GS (фр. grande section). Группы PS и MS входят в 1-й образовательный цикл, группа GS входит во второй образовательный цикл, который включает в себя первые два класса начальной школы.
Образовательные задачи детского сада[6]:
Образование в начальной школе начинается с Подготовительного курса (СР) для детей шести лет и состоит из пяти уровней (классов): CP (Cours préparatoire, первый год, 6 лет), CE1 (Cours élémentaire 1, второй год, 7 лет), CE2 (Cours élémentaire 2, третий год, 8 лет), CM1 (Cours moyen 1, четвёртый год, 9 лет), CM2 (Cours moyen 2, пятый год, 10 лет).
Цикл Основного образования (Цикл 2), который начинается со старшей группы детского сада, — это тот период, когда формируются базовые начальные знания, такие как разговорная речь, чтение и письмо — основу для дальнейшего успешного обучения. Ученик постепенно приобретает самостоятельность.
Расписание, установленное Министерством Образования Франции, по различным дисциплинам обеспечивает достаточное время для каждого из 7 основных направлений образования.
Среднее образование делится на две ступени (коллеж и лицей) и длится семь лет.
Обучение в коллеже является обязательным, длится четыре года (с шестого по третий класс) и разделено на три цикла[7]:
В конце третьего класса ученики имеют возможность записаться в общий или технологический лицей во второй класс или же поступить в профессиональный лицей для подготовки сертификата о профессиональной пригодности (фр. Certificat d'aptitude professionnelle) по определённой профессии.
Лицеи подразделяются на три типа: общий, технологический и профессиональный. В первых двух обучение — 3 года. В лицеях общего типа по итогам экзаменов выдаётся общий бакалавриат, дающий право доступа к высшему образованию. По окончании технологического лицея сдаются экзамены на получение технологического бакалавриата — право на обучение в университете по своей специальности. Профессиональные лицеи (подобие российского ПТУ) — обучение 2 года, по окончании которых выдаются свидетельство о профессиональном обучении и сертификат о профессиональной пригодности, не дающие доступа к высшему образованию. Можно получить профессиональный бакалавриат после трёх лет обучения в лицее (с 2005 г.).
Высшее образование доступно только при наличии бакалавра. Система высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин.
Большинство высших учебных заведений являются государственными и исторически подчинялись Министерству образования (фр. Le ministère de l'éducation nationale), в котором высшее образование было иногда подчинено государственному секретариату в структуре министерства.
Схематично систему высшего образования до Болонского процесса можно представить так:
Декретом № 2002—481 (2002 г.) была введена новая система степеней: бакалавр — лиценциат (3 года) — магистр (2 года) — доктор (3-4 года) (данный декрет не регламентирует продолжительность обучения). Национальный диплом магистра: магистр-исследователь и профессиональный магистр (соотв. DEA и DESS, которые не отменены). Студент практически ежегодно получает национальный диплом, соответствующий какому-то университетскому диплому, что создаёт дополнительные сложности в понимании французских документов об образовании.
Высшие школы[8][9] (фр. Les Grandes Ecoles)[10] представляют собой одну из особенностей французской системы высшего образования. Они фактически противопоставлены государственной системе высшего университетского образования во Франции и с большим трудом поддаются сравнительной классификации на международном уровне[11]. Обучение в высших школах считается во Франции гораздо более престижным, чем в университетах (которые несут на себе некоторый отпечаток второсортной системы, поскольку не предполагают никакого отбора при поступлении и функционируют по принципу свободной записи и бесплатного образования).[12]
На государственные высшие школы приходится порядка 30 % совокупного бюджета высшего образования при том, что в них обучается только 4 % от общего числа студентов. В среднем в год расходы бюджета на обучение одного студента в университетах составляли в 2005 году 7.470 €, а только на одних подготовительных факультетах для дальнейшего поступления в высшие школы — 13.880 € или почти вдвое больше. По другим данным это разрыв еще больше: 6.800 евро в год в среднем на одного студента университета и до 24 тысяч евро в год на слушателя самых престижных из Высших школ. Средневзвешенный показатель расходов на одного студента в системе университетского образования Франции составил в 2005 году 9.280 в долларовом эквиваленте, при том что в Швеции он равнялся 15.715 долларам, а в США — достигал 20.525 долларов[13].
В отличие от университетов, в высшие школы надо сдавать сложные вступительные экзамены при большом конкурсе для абитуриентов. Поступить в высшие школы значительно сложнее, но и профессиональные перспективы по их окончании несравненно лучше: выпускникам не только гарантирована полная занятость, но чаще всего — самые престижные и доходные рабочие места в государственном и частном секторах.
Слушатели некоторых высших школ получают стипендию как будущие государственные служащие. Созданы по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие нормальные (педагогические) школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище — военных специалистов, Национальная историко-архивная школа — архивистов и хранителей национального достояния. К высшим школам относят также пять католических институтов.
Особое место среди всех учреждений образования и повышения квалификации, и даже среди высших школ, занимает Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции. ЭНА стоит на первом месте не столько по уровню образования (её явно превосходит в международном признании Политехническая школа), сколько по открываемым перспективам карьерного роста и жизненного успеха. Слушателей и выпускников школы называют «энарками» (фр. énarque).
Обучение в ЭНА бесплатно для слушателей и всю тяжесть расходов несёт государственный бюджет Франции (через бюджет ЭНА). Государственные затраты на обучение одного слушателя, хотя и снизившиеся примерно на 10 % в 2005—2006 годах, оценивались в 2006 году в 56.303 € за весь 27-месячный период или примерно 25 тысяч евро в год, что даже выше среднего показателя затрат на обучения одного студента в университетах США[14].
Подавляющее большинство французских выпускников ЭНА (порядка шести тысяч с 1945 года) стали ведущими государственными политиками, руководителями французских институций, парламентариями, высшими чиновниками, дипломатами и членами международных организаций, судьями высших инстанций, адвокатами Государственного совета, административными и финансовыми контролёрами высшего ранга, руководителями и топ-менеджментом крупнейших государственных и международных фирм и банков, средств массовой информации и коммуникации. ЭНА дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое число министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. Советским эквивалентами ЭНА можно было считать Академию общественных наук при ЦК КПСС, Дипломатическую академию МИД СССР и Академию народного хозяйства при Совете министров СССР вместе взятые. Современным российским эквивалентом ЭНА являются Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Дипломатическая академия МИД РФ вместе взятые.
В программе высших школ обычно два цикла. Первый двухгодичный подготовительный цикл можно пройти как на базе самой высшей школы, так и на базе некоторых элитных лицеев. По окончании второго цикла студент получает диплом высшей школы. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая, таким образом, расходы государства, потраченные на их обучение. Кроме того, существует множество специальных школ ведомственного подчинения.
Франция достаточно быстро приступила к воплощению идей Болонского процесса. Уже в 1999 году появилась степень «mastaire» (переименована в 2002 г. в «master»), которая автоматически присуждалась обладателям пятилетних дипломов университетского и неуниверситетского секторов. Характерно, что во Франции реформы, получившие название LMD (licence-master-doctorat), проходят без изменений в законодательстве, осуществляются с помощью правительственных декретов и министерских постановлений. Ноябрь 1999 — введение степени профессионального лиценциата, продиктованное требованием Болонской декларации о востребованности на европейском рынке труда степени первого цикла (классический лиценциат до сих пор не отвечает этому требованию). В реформу LMD включилось большинство университетов. Это было вызвано в основном их материальной зависимостью: за отказ от реорганизации резко сокращается государственное финансирование вуза. Правительством была продекларирована автономия вузов, и преобразования проходят хоть и достаточно централизованно, но все же по-разному. Некоторые вузы внедряют все нововведения одновременно, некоторые постепенно, путем организации специальных проектов. Основной проблемой, с которой столкнулись университеты, явился неопределенный статус лиценциата — имеет ли он ценность самостоятельного образовательного документа или является лишь ступенью к следующему циклу.
Это заготовка статьи о Франции. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии |
Франция в темах | ||
---|---|---|
Вооружённые силы • Наука | ||
История | Галлия • Средние века • Абсолютизм • Великая французская революция • Реставрация Бурбонов • Третья республика • Франция в XX веке | |
Политика | Государственный строй • Конституция • Внешняя политика • Президент Франции • Социальная политика | |
Cимволы | Герб • Флаг • Гимн • Символы Французской Республики | |
Экономика | Налогообложение • Валюта • Транспорт • Почта (история и марки) • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) | |
География | Столица • Административное деление • Департаменты • Города • Реки • Население (французы) • Заморские владения (колонии) | |
Культура | Языки • Образование • Литература • Музыка • Архитектура • Спорт • Праздники • Кухня • Кино • Телевидение | |
Религия | Католицизм • Ислам • Протестантизм | |
Портал «Франция» • Проект «Франция» |
Государственные высшие учебные и научные заведения Франции | |
---|---|
Университеты |
Экс-Марсель (1 • 2 • 3) • Авиньон • Амьен • Анже • Антильские острова и Гвиана • Артуа • Безансон • Бордо (1 • 2 • 3 • 4) • Брест • Бретань-юг • Валансьен • Версаль • Гавр • Гренобль (1 • 2 • 3) • Дижон • Кан • Клермон-Ферран (1 • 2) • Корсика • Кот-д’Опал • Ле-Ман • Лилль (1 • 2 • 3) • Лимож • Лион (1 • 2 • 3) • Марн-ля-Валле • Мец • Монпелье (1 • 2 • 3) • Мюлуз • Нанси (1 • 2) • Нант • Ним • Ницца • Новая Каледония • Орлеан • Париж (1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 10 • 11 • 12 • 13) • Перпиньян • По • Пуатье • Реймс • Ренн (1 • 2) • Реюньон • Ла-Рошель • Руан • Сент-Этьен • Сержи-Понтуаз • Страсбург • Тулон • Тулуза (1 • 2 • 3) • Тур • Французская Полинезия • Эври • Шамбери • Национальные политехнические институты (Лотарингия • Тулуза) |
Институты и школы вне университетов |
Центральные школы (Лилль • Лион • Нант • Марсель) • Институт государственной службы • Высшая школа искусств и текстильной промышленности • Институты прикладных наук (Лион • Ренн • Тулуза • Руан • Страсбург) • Высший институт механики Парижа • Технологические университеты (Компьен • Бельфор-Монбельяр • Труа) |
Высшие нормальные школы |
Париж • Кашан • Фонтенэ-Сен-Клу • Лион |
Французские школы за границей |
|
Большие учреждения |
Коллеж де Франс • Консерватория искусств и ремёсел • Центральная школа Парижа • EHESS • Национальная школа хартий • Национальная высшая школа искусств и ремёсел • Национальная высшая школа информации и библиотек • Практическая школа высшего образования • Sciences Po • Парижский институт физики Земли • Национальный институт истории искусств • Политехнические институты (Бордо • Гренобль) • Музей естествознания • Парижская обсерватория • Музей открытий и изобретений • Университет Париж-Дофин • Интернациональный центр агрономии • Высшая школа здравоохранения • Национальная школа мостов и дорог • Институт современных наук и окружающей среды • Национальный институт агрономии, питания и окружающей среды • ISAE • Институт агрономии, садоводчества, питания и ландшафта |
Государственные заведения административного характера |
|
Исчезнувшие университеты |
Бурже • Кагора • Бордо • Тулуза • Парижский университет |
Образование во Франции.