19-08-2023
21-23 мая 2005 года сведения из статьи «Блок, Александр Александрович» появлялись на заглавной странице в колонке «Знаете ли вы». В колонке был представлен текст: «Стихотворение Александра Блока — „Ночь, улица,…“ воспроизведено на стене одного из домов, на русском языке, в городе Лейден (Нидерланды)». С полным выпуском колонки можно ознакомиться в архиве рубрики «Знаете ли вы». |
А точно его дед ботаник, а не хирург? infovarius 10:08, 11 августа 2009 (UTC)
Данная статья является восхвалением. С АИ проблемы. Копиво (http://www.manyreferats.ru/referat-15-5725-4.html) Плохо. Matrim 15:46, 25 августа 2009 (UTC)
Отлично! Весь мусор убрали. Правда статья всё-равно смотрится странно. Matrim 05:34, 10 сентября 2009 (UTC)
Отец его по происхождению немец. Постараюсь сейчас исправить. Roman Svershov 19:46, 19 марта 2011 (UTC)
На каком основании удаляется раздел? HOBOPOCC 16:30, 5 февраля 2012 (UTC)
В разделе "Болезнь и смерть" неправильно указана дата: "разрешение на выезд от 23 июля 1919", год должен быть 1921. Исправьте, кто может, плиз.
В последних двух строках "Адресов", возможно, путаница. На мемориальной доске надпись «В этом доме жил с 6 августа 1912 г. и умер 7 августа 1921 г. Александр Блок». http://encspb.ru/object/2805549699?dv=2853872336&lc=ru
Откуда информация, что последний год он жил в другой квартире?
Статья, видимо, создана по официальным источникам, поэтому щекотливые, хотя и важные, факты из биографии Блока не упомянуты. Я добавил в статью высказывания И.А. Бунина о Блоке. Ещё надо бы упомянуть, что Блок, его любимый поэт и композитор Кузмин (тот был настоящий гомосек) и ещё один мужик (не помню фамилии) собирались втроём и устраивали гомосексуальные оргии. И Блок выпивал каждый день по 2 бутылки вина и говорил, что это его норма. Serge314 09:59, 4 октября 2012 (UTC)
http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1918_intelligentzia_i_revolutzia.shtml --Higimo 09:07, 17 августа 2013 (UTC) javascript:insertTags(" Almir Safarov 16:18, 4 июля 2014 (UTC)","","")
Уважаемые профи Вики и особенно ценители А.Блока потрудитесь внимательно перечитать и исправить ошибки (напр. то он неоднозначно воспринял революцию, то всем сердцем и так в нескольких местах), у меня нет ни времени ни желания, потому как в целом тема в любом случае перетасована в пользу "ах, эти ужасные большевики душегубцы русской интеллигенции", думаю, что сам Блок с вами на одном поле бы не сел...(цитату Бунина сунули, у него А.Блок "глупый"...ура, вот в чем дело оказывается, жаль, сам Блок не оставил мнения о Бунине :) Almir Safarov 16:19, 4 июля 2014 (UTC)
Вот напр. какие любопытные подробности приводит нонешняя "контра" о Блоке:
В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский.[17] Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:
…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»[17]
Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:[17]
"…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл."''
По ссылке (17 - Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 234-235. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2) я сумел таки найти кое-что об этом Волкове:
Пишет babs71 2014-04-13
Прочел на днях книгу Соломона Волкова «История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней». Ее автор – известный музыковед, тесно общавшийся с Шостаковичем, Бродским, Ахматовой, Баланчиным.
Книга оказалась весьма интересной. Написана она весьма живым языком и легко читается. При этом я почерпнул из нее много новой информации. Так, для меня было неожиданным узнать, что взаимоотношения между русскими писателями и композиторами, которые вроде бы относились к одному «лагерю», зачастую были резко конфликтными (так, например, Салтыков-Щедрин написал злую и остроумную сатиру на Мусоргского, не любил творчество большинства «Могучей кучки» и Тургенев). Новой для меня оказалась и история 7-й симфонии Шостаковича.
В целом, книга мне понравилась, однако нельзя не упомянуть и ее недостатки.
Первый из них (свойственный, увы, большинству гуманитарно-художественной интеллигенции) – плохое знание исторических фактов. Когда Волков на полном серьезе пишет, что «в начале блокады Говоров безуспешно требовал у Сталина полной эвакуации гражданского населения из Ленинграда», не удосужившись даже проверить, где именно был Говоров в это время (а он в это время находился под Москвой и в Ленинграде появился только весной 42-го года), это заметно портит впечатление от книги. Еще больше портят это впечатление рассуждения о том, что Сталин виноват в смерти Кирова (это еще ладно) и даже Жданова (аргумент там шикарный – ссылка на «дело врачей»)! Второй недостаток, более важный, связан с тем, что Волков, по-сути, пишет не историю культуры Петербурга, а, скорее, «миф о культуре Петербурга».
Поэтому все мешающие ему факты он отбрасывает легким движением руки или просто не рассматривает вообще.
Любое сотрудничество с большевиками Волков объясняет исключительно «оппортунизмом». Александр Самохвалов удостоился всего лишь одного упоминания как книжный график (ну не вписалась «Девушка в футболке» в концепцию Волкова). А из всего Ленинградского рок-клуба наибольших похвал удостоился Гребенщиков, а Цой (который, судя по всему, оказался самой заметной фигурой в русском роке) едва упомянут. Вопросов архитектуры Волков не касается и вовсе (а то ведь иначе пришлось бы ему признать, что если «золотой век» питерского градостроения был во времена Карла Росси и Василия Стасова, то «серебряный» - в 30-е годы, во времена Льва Ильина). Подобный подход несколько искажает картину. Глубокоуважаемый haspar_arnery весьма ехидно спародировал эти недостатки Волкова и других подобных книг, предложив собственный, «Ленинградский миф» . Тем не менее, в целом книга эта безусловно заслуживает внимания. Читать ее стоит, однако к выводам автора стоит относиться с определенной осторожностью.
http://babs71.livejournal.com/740931.html
Almir Safarov 17:03, 4 июля 2014 (UTC)
Прошу простить если это ошибка,но суть такова Знакомство с Северной столицей. Одно из посещаемых мест- Смоленское кладбище/часовенка Ксении ПЕТЕРБУРГСКОЙ/Народ идет И У ВСЕХ СВОЙ ИНТЕРЕС.И вот картина Среди старых заросших могил идет мужчина /может дедушка ,может отец/с девочкой подростком и ищут могилу Александра Блока Похоже мужчина поклонник великого поэта желает показать девочке как его чтут Больно за всех и больше всего за тех кто идет рядом с его именем-могилы нет,просто лежит плита с надписью ,заросшая в траве Даже не могу вообразить как мужчина объяснил девочке такое Может это не тот Блок? Вот по исстену обидно.М Никоненко-жительница Псковской области в возрасте
Еврейские корни Блока интересны не только с чисто биографической точки зрения, но и для объяснения содержания многих его стихотворений, статей и писем (в частности, антисемитских выпадов с его стороны). Тема деликатная, конечно, но все-таки неплохо бы уточнить национальность отца - если выкрест, то в каком поколении и что было известно об этом самому Блоку? БОРИС 92.46.51.19 10:05, 2 декабря 2016 (UTC)
Обсуждение:Блок, Александр Александрович.