29-05-2023
О́бщество си́них ведёрок — российское общественное движение, члены которого борются с произволом чиновников и хамством на дорогах[1], добиваются, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб, и протестуют против их использования высокопоставленными представителями власти[2].
Протест выражается флеш-мобовым использованием имитаторов «мигалок»; чаще всего используются безобидные предметы, например, детское синее пластмассовое ведёрко[3] (откуда название), наклеиваемое скотчем на крышу[4][5] либо помещаемое в салон автомобиля[6].
Общество синих ведёрок не только фиксирует многочисленные нарушения со стороны водителей машин со спецсигналами, но и информирует граждан о выявленных фактах, выкладывая, в частности, фотографии и видеоролики на страницу сообщества в Живом Журнале[1].
Лидер «ведёрок» Пётр Шкуматов, предпринимавший в 2012 году неудачную попытку зарегистрировать Общество в Минюсте РФ, характеризует движение как «неформальное сообщество блогеров»[7][1].
Содержание |
Впервые концептуальная идея гражданского протеста против привилегий и произвола чиновников на дорогах, ставшая прологом к созданию «Общества Синих Ведёрок», появилась в 2006 году. Тогда по всей России прокатилась волна общественного ропота и недовольства против несправедливого осуждения алтайского железнодорожника Олега Щербинского, в чей автомобиль «Тойота-Марино» при обгоне сзади на огромной скорости врезался «Мерседес» губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, что повлекло гибель трёх человек в машине чиновника. Активный борец за права автомобилистов Алексей Дозоров, которого в некоторых СМИ потом называли «отцом-основателем» Общества, установил на крыше своей машины детское синее ведёрко, напоминающее проблесковый маячок правительственного автомобиля, и с этим ведёрком прокатился вокруг Кремля, что вызвало интерес окружающих. Этот экспромт вкупе с возмущением автомобилистов по всей стране, выступлениями общественности и прессы, принесли результат: в кассационной инстанции приговор Щербинскому был отменён, сам он оправдан, а дело закрыто. В том же году В.Путин распорядился урезать число официально разрешённых «мигалок» в семь раз — с 7000 до 1000. Однако по-настоящему идея «Общества синих ведёрок» как движения в защиту прав граждан[7] реализовалась только через 4 года[8][1].
В 2010 году в своём блоге журналист Сергей Пархоменко создал запись, положившую начало самоорганизации движения
По-моему, это совершенно гениальная идея. Вот глядите: некий водитель попросил у своего пятилетнего сына напрокат синенькое ведёрко для песочницы. По размеру — как раз такое же, как стандартный фонарь мигалки с крыши обычного членовоза. И прицепил это ведёрко на крышу своей машины.— http://www.snob.ru/profile/blog/5593/16758?page=3
Сюжеты об акциях проходят по ТВ-каналам, в частности, на канале Вести[9], на СТС в программе «Инфомания»[10]. Репортаж об акции «синих ведёрок» в Москве 3 июля 2010 г. был показан Шведским телевидением.[11]
15 апреля 2010 года глава ГИБДД Московской области генерал-майор Сергей Сергеев выступил против такого рода действий, поскольку они создают умышленные помехи для проезда автомобилей госслужащих.
Генерал Сергеев пояснил, что следит за развитием этой ситуации в Интернете. Глава подмосковной ГИБДД отметил, что когда иномарка включает световой и звуковой сигналы и уходит на полосу встречного движения, то все думают, что в машине едет чиновник. «А там, может, — не чиновник, а оперативный сотрудник ФСБ или фельдъегерь едет!» — предположил Сергей Сергеев.По его словам, сегодня основная масса световых сигналов установлена на автомобилях спецслужб. Как считает Сергеев, создание им помех и проблем может сорвать выполнение важной задачи и осложнить жизнь многих людей.
Одна из идей блогеров, которые борются с дорожными привилегиями, — нажимать на клаксон, когда водители видят нарушение правил дорожного движения автомобилями, оборудованными «мигалками», за исключением машин служб «01», «02», «03». Ещё одна идея блогеров — устанавливать на свои транспортные средства синие ведёрки, издали напоминающие «мигалку».— http://www.vesti.ru/doc.html?id=353369
В мае 2010 года в Госдуму был внесен проект поправок в Федеральный закон «О демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», призванных лишить людей за рулем автомобиля права участвовать в массовых акциях. Документ в первую очередь направлен против желающих возить на крыше своей машины синие ведёрки, символизирующие протест.[12] Законопроект был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, однако президент Медведев 6 ноября 2010 года наложил на него вето и отправил на доработку.[13] 10 декабря 2010 года поправки были приняты. Законом предусмотрено, в частности[14]:
…в случае проведения публичного мероприятия с использованием транспортных средств информация об этом должна содержаться в регламенте проведения публичного мероприятия и в уведомлении о его проведении. Участники такого мероприятия обязаны соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. Порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, определяется законом субъекта Российской Федерации. При проведении пикетирования группой лиц уведомление подается в срок не позднее трёх дней до дня проведения пикетирования, а если указанные дни совпадают с воскресеньем или нерабочим праздничным днем — не позднее четырёх дней до дня его проведения.
Акции «Синего ведёрка» регулярно проходят на улицах Москвы. Так, уже за первую неделю создания интернет-сообщества акции проходили трижды, на Садовом кольце и Кутузовском проспекте, причём вторая акция была сорвана милицией.[15][16][17][18]
12 мая 2010 года в ходе пешей прогулки активистов «синих ведёрок» по Манежной площади Москвы были задержаны 16 участников[19]. Многие активисты вышли на прогулку целыми семьями вместе с детьми, выделялись из толпы лишь тем, что держали в руках синие вёдра или воздушные шарики[20].
22 мая 2010 года на Кремлёвской набережной член арт-группы «Война» Леонид Николаев с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину со спецсигналом и пробежался по её крыше. Видео произошедшего вскоре попало в интернет. Активисты «Общества синих ведёрок» заявили о своей непричастности к данному происшествию[21]. Ранее Николаев уже прогуливался с синим ведром на голове по полосе встречного движения центральных московских улиц[22]. 28 мая Николаев был задержан правоохранительным органами, но в тот же день отпущен до нового разбирательства.[23]
В отношении «Общества синих ведёрок» Л. Николаев заявил следующее:
Это, разумеется, никакая не дискредитация. Но и к «синему» движению отношения не имеет, что тоже сразу заметно. Наоборот, по итогам, мы прославили ведёрки на всю страну, подарили простому гражданскому «Не хочу» не только героический флёр, но и сделали синие ведёрки настоящим культом. Это классическая акция «Войны», уже ушедшая в фольклор. А дело было так. Мы наткнулись в Сети на акции этих «ведёр». Смотрим и видим: делать нужно же не так. Ну вот мы и сделали. Мы всего лишь вложили в это душу. И теперь это сделано с русской душой.[24]
Позднее ГИБДД уточнило, что Mercedes из кортежа Путина в день его инаугурации следовал в центре Москвы по пустым перекрытым улицам, и поэтому, несмотря на ПДД, имел право двигаться без переднего регистрационного знака[28].
В Обществе отсутствует чёткая структура и формализованное членство. Любой сочувствующий может считать себя участником или сторонником Общества. В средствах массовой информации «синие ведёрки» характеризовались как «неформальное сообщество блогеров»[1].
Летом 2011 года в прессе сообщалось, что в Обществе восемь координаторов[8]. В июле 2012 года один из координаторов Общества Пётр Шкуматов в газете «Коммерсантъ» назван лидером «Синих ведёрок»[7].
По состоянию на осень 2011 года общее количество участников движения в целом по России оценивается более чем в 10 тысяч, при этом пресса отмечает, что общее число сочувствующих превысило 300 тысяч человек. Такие данные приводит журнал «Русский репортёр», не указывая, однако, какая методика использовалась для подсчёта сочувствующих[1].
Лидер организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков упрекал «ведёрок» в избирательности фиксирования нарушений автомобилями со спецсигналами, указывая на то, что активисты закрывают глаза на аналогичные действия других автомобилистов и тем самым вызывают «классовую ненависть». Начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев считает, что «ведёрки» преувеличивают масштаб засилья «мигалок», которые являются проблемой Москвы и Кутузовского проспекта, но не более того. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский уверен, что деятельность Общества представляет интерес лишь для жителей столицы и обвинил активистов в незаконной слежке и вмешательстве в личную жизнь чиновников[1].
Как писала Наталья Белогрудова в газете «Деловой Петербург»,
история с синими ведерками на крышах авто не нова. Впервые их стали крепить, в Петербурге в том числе, еще в начале 2006 года, но тогда из-за слабой развитости блогосферы и социальных сетей идея не получила широкой огласки. Сейчас же однозначно популярности идее создания синеведёрочного общества прибавляют история с машиной топ-менеджера «Лукойла» и история противостояния Хартли — Шевченко.— http://www.dp.ru/a/2010/04/19/Sinie_vederki_vitesnjajut_s
Руководитель петербургского общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» (КЗПА) Александр Холодов утверждает, что они придумали эту идею четыре года назад[30].
Общество синих ведёрок.