23-10-2023
Обыкновенные люди | |
Ordinary People | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Рональд Л. Швари |
Автор сценария |
Элвин Сарджент |
В главных ролях |
Дональд Сазерленд |
Оператор |
Джон Бэйли |
Композитор |
Марвин Хэмлиш |
Кинокомпания | |
Длительность |
124 мин. |
Бюджет |
$6 млн. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0081283 |
«Обыкновенные люди» (англ. Ordinary People; другое название — «Обычные люди») — американская драма 1980 года, снятая Робертом Редфордом по сценарию Элвина Сарджента, созданного на основе одноимённого романа Джудит Гест. Картина получила 4 премии «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус».
Содержание |
В обеспеченной и добропорядочной американской семье Джареттов случается беда. Старший из двух сыновей преуспевающего адвоката погибает в результате несчастного случая. Его выживший брат Конрад (Тимоти Хаттон), тонкий и ранимый юноша, настолько тяжело воспринимает эту трагедию, что пытается покончить с собой. Он испытывает чувство вины за то, что не может заменить своим родителям Бака — гордость и надежду семьи.
Чтобы спасти мальчика, Кельвин (Дональд Сазерленд), отец Конрада, предлагает ему посещать сеансы психотерапии. Безуспешно пытаясь завоевать любовь матери Бэт (Мери Тайлер Мур), потерявшей интерес к судьбе младшего сына, Конрад также переживает трудные времена: он уходит из школьной команды по плаванию. Он проявляет интерес к Жанин (Элизабет Макговерн) — девушке из его класса по пению и в то же время ищет встречи с Карен (Дина Манофф), вместе с которой он находился в клинике.
Казалось, доктор Бергер (Джадд Хирш) помогает ему постепенно прийти в себя, но самоубийство Карен окончательно выбивает Конрада из колеи. Его мать пытается сбежать от сына, напоминающего ей о её утрате, а Кельвин осознаёт, насколько плохо знает свою жену. Ни один из них не представляет, чем это всё для них обернётся.
Актёр | Роль |
---|---|
Дональд Сазерленд | Кэлвин Джарэтт |
Мэри Тайлер Мур | Бэт Джарэтт |
Тимоти Хаттон | Конрад Джарэтт |
Джадд Хирш | Доктор Тайрон Бэргер |
Элизабет Макговерн | Джанин Пратт |
Дина Манофф | Карэн Элдрич |
Фредрик Лене | Лэзэнби |
М. Эммэт Уолш | Тренер Сэлэн |
Скотт Доблер | Джордан «Бак» Джарэтт |
Фредрик Лин | Лазенби |
Джеймс Хоффман | Слоун |
Квинн Редекер | Уорд |
Мэриклэр Костелло | Одри |
Мег Манди | Бабушка |
Элизабет Хаббард | Рут |
Адам Болдуин | Стилман |
Мэриклэр Костелло | Одри |
Ричард Уитинг | Дедушка |
Роберт Редфорд искал проект для своего дебюта в качестве режиссёра. Когда он прочитал роман Джудит Гест, то понял, что хочет снять по этой книге фильм, так как история рассказанная в романе очень напомнила своими диалогами жизнь его семьи. После встречи с автором, он купил у неё права на экранизацию и начал поиски дистрибьютора. Студия «Paramount Pictures» согласилась выдать режиссёру сравнительно небольшой бюджет в $6 млн. Продюсером стал победитель премии «Оскар», Рональд Л. Швари.
На написание первой версии сценария у Редфорда ушло полтора года и ещё год на доработку — так как в оригинальном романе Джудит Гест были одни диалоги и никаких описаний внутренних переживаний героев. Он нанял сценариста Элвина Серджанта, отметив его работу над сценариями картин «Джулия» и «Бумажная луна».
Для обоих Тимоти Хаттона и Элизабет Макговерн эта картина стала первой работой в кино. На роль доктора Бергера претендовал Джин Хэкман, но ему пришлось выбыть из проекта. Тогда его место занял Джадд Хирш, но он мог сниматься лишь при условии, что его съёмки закончатся за восемь дней, так как в то время актёр работал в теле-шоу «Такси».
До того, как Редфорд нанял Мэри Тайлер Мур, он хотел, чтобы роль Бэт сыграла Ли Ремик. Давняя подруга Роберта Редфорда, актриса Натали Вуд, была заинтересована ролью Бэт. Брюс Дерн и Кен Говард были основными претендентами на роль Келвина. Кей Ланц отказалась от роли Джанин Пратт, а Майкл Джей Фокс пробовался на роль Конрада.
Съёмки проходили с 9 октября 1979 года по 10 января 1980 года.[1] Они проходили в городах Лейк-Форест (где и происходит действие фильма) и Хайленд-Парк, штат Иллинойс. Сцены игры в гольф снимались в Калифорнии в городе Эппл-вэлли, в то время как все съёмки в интерьерах проходили в Форт-Шеридан, штат Иллинойс. Школьные сцены были сняты в школе «Lake Forest High», в то время как сцены в бассейне снимались в местном колледже «Lake Forest College», так как в школьном бассейне было слишком мало места.
Сцены в магазине были отсняты в «Northbrook Court» в городе Нортбрук, штат Иллинойс, а съёмки сцены шторма проходили в павильонах студии «Paramount». Дом семейства Джереттов находится прямо за углом другого дома, который используют в съёмках фильма «Рискованный бизнес» два года спустя.
Пока шли съёмки, Элизабет Макговерн посещала музыкальную академию «Juilliard». По договорённости с начальством академии она получила разрешение сниматься только по субботам — девушка покинет школу в пятницу вечером и вернётся в воскресенье утром; впервые за своё существование школа позволила своим студентам сниматься во время учебного года.
Сцена обеда Конрада и Карен снималась в кафе «Original Pancake House» в Уилмитте, штат Иллинойс. Фотография Роберта Редфорда, сделанная на съёмках картины, всё ещё висит на стене у кассы рядом со входом в ресторан.
Финальную сцену пришлось переснять, так как Дональд Сазерленд решил, что он слишком много плачет в ней. В итоге декорации были воссозданы, но Мэри Тайлер Мур была занята в то время в театре, поэтому её текст из-за кадра читал сам Редфорд.
Очень важную роль в фильме сыграла композиция, ставшая главной темой картины — «Канон в Ре мажоре» Иогана Пахельбеля. Канон звучит в исполнении хора в самом начале фильма и инструментальная версия — в финальных титрах. Фильм популяризировал это музыкальное проведение, которое часто используется как свадебный марш или Рождественский гимн.
In the silence of our souls,
O Lord, we contemplate Thy peace
Free from all the world's desires
Free of fear and all anxiety
Ooooh. Ooooh. Ooooh. Ooooh.
Alleluia, Alleluia, Sing Alleluia!
При бюджете в $6 млн фильм собрал лишь в США $$54 766 923,[2] с результатом $170 335[3] в премьерные выходные. Также фильм собрал $23 млн от продаж и проката видео-носителей.[1]
Картина получила исключительно положительные отзывы. На сайте «Rotten Tomatoes» фильм набрал 91 % положительных отзывов со средним рейтингом 7,9 из 10 на основе отзывов критиков, а также является фаворитом зрителей с показателем 85 % и результатом 3,8 из 5.[4]
Роджер Эберт присвоил фильму 4 звезды,[5] назвав его «одним из лучших фильмов года, а, может быть, и десятилетия!», а позже внёс его в пятёрку лучших фильмов года, назвав картину «умной, всеобъемлющей и трогающей сердца».
Тодд МакКарти из «Variety» написал: «Невероятно сильная драма о горе внутри семьи».[6]
Критик Полин Кейл в обзоре для «The New Yorker» написала: «Драма Роберта Редфорда академическими средствами доводит зрителя до состояния катарсиса, возвращает веру в доброту людей и дарит надежду на лучшие времена».
Джеймс Берардинелли из «ReelWievs» написал: «Прекрасный пример того, какие разъедающие изнутри эмоции скрывает каждая семья от посторонних глаз».[7]
Актёр Роберт Редфорд, занявший в работе над этой картиной режиссёрское кресло, вместе с актёрами, работающими точно, без фальши и надрыва, исследует глубокую внутреннюю драму, скрытую за фасадом респектабельности, демонстрирует изнанку «семейного рая», проникая в интимный мир за четырьмя стенами, раскрывает разъедающие изнутри, из сердцевины, губительные процессы отчуждения и безразличия.
Тимоти Хаттон искренен и действительно великолепен в роли неординарного Конрада, а актёры старшего поколения — Мэри Тайлер Мур, Дональд Сазерленд и Джадд Хирш — выше всяких похвал!
Ниже перечислены основные награды и номинации:[8]
Фильмы Роберта Редфорда | |
---|---|
Обыкновенные люди (1980) • Война на бобовом поле Милагро (англ.) (1988) • Там, где течёт река (1992) • Телевикторина (1994) • Заклинатель лошадей (1998) • Легенда Багера Ванса (2000) • Львы для ягнят (2007) • Заговорщица (2010) • Грязные игры (2012) |
Обыкновенные люди.