01-10-2023
Олонецкая жд | |
Полное название: |
Олонецкая железная дорога |
---|---|
Годы работы: | |
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
вошла в состав Мурманской железной дороги |
Протяжённость: |
281 километр |
Олонецкая железная дорога — частная железная дорога Российской Империи, существовавшая с 1914 по 1917 год, объединена с Мурманской железной дорогой с управлением в городе Петрограде.
Проекты постройки железной дороги из Санкт-Петербурга до Петрозаводска возникали с конца XIX века. В 1894-1895 гг. Олонецкое нубернское земское собрание ходатайствовало об этом правительство и получило разрешение на строительство. Был разработана проектная документация на строительство Олонецкой железной дороги через Шлиссельбург, Старую Ладогу, Лодейное Поле, Важины и Машезеро, но помешала русско-японская война.
Только в феврале 1912 г. был зарегистрирован Устав акционерного обшества Олонецкой железной дороги. Акциями владели Азовско-Донской коммерческий банк, российские и французские фирмы и частные лица. Стоимость постройки дороги длиной 263,6 верст оценивалась в сумму около 13 млн. рублей. Планировалось, что общество будет заниматься не только строительством дороги Санкт-Петербург-Петрозаводск, но и проектированием и строительством железной дороги Лодейное Поле - Вытегра - Каргополь - Няндома, однако за время существования АО был подготовлен только предварительный проект дороги.
Управление Олонецкой железной дороги было создано 14 июня 1913 г., а с мая 1914 года началось строительство дороги. По проекту однопутная линия начиналась от участка Петроград-Вятской линии Северных железных дорог около реки Волхов у деревни Дубовики и шла через Лодейное Поле до Петрозаводска. Управление находилось в Петрограде на улице Галерная, дом 43. Состояло из хозяйственного отдела, отдела отчуждения имуществ, канцелярии, дистанции (службы) пути.
На дороге было построено 12 остановочных пунктов, в том числе имевшие вокзалы - станции четвертого класса Михаила Архангела, Колчаново, Паша, Свирь, Токари, Пьяжиева Сельга, станции III класса Лодейное Поле, Петрозаводск, разъезды Дубовики, Оять, Ладва, Голиковки.
Дорога делилась на 2 участка службы пути — 1 (128 верст) и 2 (136 верст), 15 околотков.
На линии имелось 3 паровозных здания — на станции Михаила Архангела (на 3 стойла), Лодейное Поле и Петрозаводск (на 8 стойл).
Подвижным составом были восьмиколеcные товарные паровозы. 24 паровоза, из них 18 типа 0-4-0, остальные трехосные, двухосные пассажирские вагоны 2 и 3 классов, товарные вагоны и другие.
С 6 июня 1914 г. был образован жандармский надзор дороги, осуществлявшийся начальником Петрозаводского отделения Санкт-Петербургского жандармского полицейского отделения железных дорог Александром Константиновичем Вадецким.
Постройкой мостов и многих других сооружений дороги занималось Строительное товарищество «Подрядчик» И.Х. Гринберга и В. Абельсона, постройкой гражданских сооружений (паровозных зданий, мастерских, водомерных постов, бараков, хозпостроек, жилых домов, вокзалов) — братья Г. и С. Кочоровские, акционерное общество Бодо Эгесторф и Ко и другие.
На строительстве дороги было привлечено много рабочих из южных (украинских) губерний России, а с конца 1914 г. - на ней работали и германские и австрийские военнопленые. После начала эксплуатации дороги на нее были командированы железнодорожных специалистов (машинистов, ремонтников и т.п.) с других железных дорог и из действующей армии.
22 января 1915 г. на станцию Петрозаводск прибыл со станции Званка первый почтово-пассажирский поезд.
С 1 января 1917 г. Олонецкая железная дорога была включена в прямое сообщение с дорогами общероссийской сети.
С 16 марта 1917 года Мурманской железной дороге передана станция Петрозаводск Олонецкой железной дороги.
С 1 апреля 1917 г. Олонецкая железная дорога была продана в казну (по 160 рублей за акцию 100-рублевого достоинства, в общей сложности, за 3067200 руб.) и присоединена к Мурманской железной дороге.
Олонецкая железная дорога.