Lt304888.ru

Туристические услуги

Ольга Розанова

16-10-2023

Ольга Розанова

Автопортрет, 1911
Имя при рождении:

Ольга Владимировна Розанова

Дата рождения:

21 июня 1886(1886-06-21)

Место рождения:

Меленки, Российская империя

Дата смерти:

7 ноября 1918(1918-11-07) (32 года)

Место смерти:

Москва

Учёба:

Школа рисования Константина Юона

Стиль:

супрематизм, неопримитивизм, кубофутуризм

О́льга Влади́мировна Ро́занова (21 июня 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — одна из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом[1]. Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, создав в 1917 году один из шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зелёная полоса»[2]. Несколько лет находилась в близких отношениях с Алексеем Кручёных.

Содержание

Биография

Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). В 1896 г. семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 г. Розанова заканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву.

Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодёжи. В 1912 Розанова познакомилась с поэтами футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они сожительствовали, но несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.

В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913 – 1914 годах они опубликовали книгу Тэ ли лэ , используя технику цветного гектографирования. В 1915-1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа$ в 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной книги» Кручёных и Алягрова и в альбоме « Война» 1916 г. со стихами Кручёных. [3]

В 1916 г. Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.

После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.

7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита.

Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена.

Ольга Розанова в искусстве

Посвящения

Выставки

Персональные выставки

Групповые выставки

Прижизненные выставки

Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927)

  • 1919 (апрель—июнь) — Петроград, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств
  • 1919Москва, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм
  • 1919Витебск, Первая государственная выставка картин местных и московских художников
  • 1920Казань, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани
  • 1922Берлин, Первая русская художественная выставка
  • 1927Ленинград, Выставка новейших течений в искусстве

Библиография

Прижизненные публикации Ольги Розановой

  • Розанова О. В. Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. — СПб., 1913.
  • Розанова О. В. Основы Нового Творчества и причины его непонимания // Союз молодёжи. — СПб., 1913. — № 3. — С. 14—22.
  • Розанова О. В. Супрематизм и критика // Анархия. — 1918. — № 86.
  • Розанова О. В. Искусство — только в независимости и безграничной свободе! // Анархия. — 1918. — № 91.
  • Розанова О. В. Уничтожение 3-х федеративной конструкции союза как причина выхода из него левой федерации // Анархия. — 1918. — № 99.

Об Ольге Розановой

Альбомы, каталоги, монографии

Статьи, эссе

  • Варст. О выставке Розановой // Искусство. Вест. Отд. ИЗО Наркомпроса. — М., 1919. — № 4.
  • Гурьянова Н. Военные графические циклы Н. Гончаровой и О. Розановой // Панорама искусств. — М., 1989. — В. 12. — С. 63—88.
  • Гурьянова Н. На пути к новому искусству // Искусство. — 1989. — № 1. — С. 24—30.
  • Гурьянова Н. Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. — С. 49—108.
  • Памяти О. В. Розановой // Искусство. — 1919. — № 1.
  • Ракитин В. Апофеоз Ольги Розановой // Война / Резьба О. Розановой. Слова А. Кручёных. — 1916. Факсим. изд. М., 1995.
  • Родченко А. Ольга Розанова — живописец // Родченко А. Эксперименты для будущего. — М., 1996. — С. 65.
  • Терёхина Вера. «Начало жизни цветочно-алой…» О. В. Розанова (1886—1918) // Панорама искусств. — М., 1989. — В. 12. — С. 38—62.
  • Преображённый мир Ольги Розановой // Наше наследие. — 2003. — № 67—68.
  • Эфрос А. Во след уходящим // Москва. Журнал литературы и искусства. — 1919. — № 3. — С. 4—6.
  • Эфрос А. О. В. Розанова // Эфрос А. Профили. — М., 1930. — С. 225—235.
  • Gassner H. Olga Rozanova // Russian Women-Artists of the Avantgarde. 1910—1930. — Cologne: Galerie Gmurzynska, 1979. — P. 230—245.
  • Gurianova N. Olga Rozanova: Color Libero // Art e Dossier. — 1993. — № 85. — P. 37—43.
  • Gurianova N. Olga Rozanova // Amazons of Avant-garde. — New York, 1999. — P. 213—239.
  • Gurianova N. Suprematism and Transrational Poetry // Elementa. — 1994. — № 1. — P. 369—383.
  • Rakitin V. Illusionism is the Apotheosis of Vulgarity // Russian Women-Artists of the Avantgarde: 1910—1930. — Cologne: Galerie Gmurzynska, 1979. — P. 254—255.
  • Terekhina V. Majakovski und Rozanowa // Bildende Kunst. — 1988. — № 11. — S. 499—501.
  • Yablonskaia M. Olga Rozanova // Woman-Artists of Russia's New Age: 1900—1935. — London: Abrams, 1990. — P. 81—98.

Галерея

Примечания

  1. Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — М.: Гилея, 2002. — С. 172. — 1000 экз. — ISBN 5-87987-021-9
  2. Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — М.: Гилея, 2002. — С. 176. — 1000 экз. — ISBN 5-87987-021-9
  3. Амазонки авангарда. Под редакцией Джона Боулта и Мэтью Дратта. М. : Галарт, С. 216-217.
  4. ↑ Преображённый мир Ольги Розановой // Наше наследие. — 2003. — № 67—68.

Ссылки

  • Ольга Розанова (1886—1918) «Увидеть мир преображенным» К 120-летию со дня рождения
  • Ольга Розанова (1886—1918) «Преображенный мир Ольги Розановой» (Выставка «Червовая Дама русского авангарда» в галерее Московского центра искусств)

Ольга Розанова.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01