В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Розанова.
О́льга Влади́мировна Ро́занова (21 июня 1886, Меленки — 7 ноября 1918, Москва) — одна из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом[1]. Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, создав в 1917 году один из шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зелёная полоса»[2]. Несколько лет находилась в близких отношениях с Алексеем Кручёных.
Биография
Ольга Розанова родилась в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). В 1896 г. семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 г. Розанова заканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву.
Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодёжи. В 1912 Розанова познакомилась с поэтами футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они сожительствовали, но несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913 – 1914 годах они опубликовали книгу Тэ ли лэ , используя технику цветного гектографирования. В 1915-1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа$ в 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной книги» Кручёных и Алягрова и в альбоме « Война» 1916 г. со стихами Кручёных. [3]
В 1916 г. Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.
После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита.
Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена.
Ольга Розанова в искусстве
Посвящения
Выставки
Персональные выставки
Групповые выставки
Прижизненные выставки
- 1911 (апрель) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»
- 1912 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»
- 1912 (март) — Москва, Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, совместная выставка художников «Ослиного хвоста» и «Союза молодёжи»
- 1913 (октябрь) — Санкт-Петербург, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной. Постоянная выставка Современной живописи
- 1913 (октябрь) — 1914 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»
- 1914 (апрель—май) — Рим, галерея Спровьери, Международная свободная футуристическая выставка. Русская секция
- 1915 (март) — Петроград, малый зал Императорского Общества Поощрения художеств, Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В»
- 1915 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, выставка картин Левых Течений
- 1915 (декабрь) — Петроград, Последняя футуристическая выставка 0,10
- 1916 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, Современная Русская Живопись
- 1916 (ноябрь) — Москва, Бубновый валет
- 1917 (ноябрь—декабрь) — Москва, Бубновый валет
- 1917 (декабрь) — Москва, Вторая выставка Современного декоративного искусства «Вербовка»
- 1918 (апрель) — Тифлис, Выставка картин и рисунков московских футуристов
- 1918 (май—июль) — Москва, Первая выставка картин профессионального союза художников в Москве
Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927)
- 1919 (апрель—июнь) — Петроград, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств
- 1919 — Москва, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм
- 1919 — Витебск, Первая государственная выставка картин местных и московских художников
- 1920 — Казань, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани
- 1922 — Берлин, Первая русская художественная выставка
- 1927 — Ленинград, Выставка новейших течений в искусстве
Библиография
Прижизненные публикации Ольги Розановой
- Розанова О. В. Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. — СПб., 1913.
- Розанова О. В. Основы Нового Творчества и причины его непонимания // Союз молодёжи. — СПб., 1913. — № 3. — С. 14—22.
- Розанова О. В. Супрематизм и критика // Анархия. — 1918. — № 86.
- Розанова О. В. Искусство — только в независимости и безграничной свободе! // Анархия. — 1918. — № 91.
- Розанова О. В. Уничтожение 3-х федеративной конструкции союза как причина выхода из него левой федерации // Анархия. — 1918. — № 99.
Об Ольге Розановой
Альбомы, каталоги, монографии
Статьи, эссе
- Варст. О выставке Розановой // Искусство. Вест. Отд. ИЗО Наркомпроса. — М., 1919. — № 4.
- Гурьянова Н. Военные графические циклы Н. Гончаровой и О. Розановой // Панорама искусств. — М., 1989. — В. 12. — С. 63—88.
- Гурьянова Н. На пути к новому искусству // Искусство. — 1989. — № 1. — С. 24—30.
- Гурьянова Н. Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. — С. 49—108.
- Памяти О. В. Розановой // Искусство. — 1919. — № 1.
- Ракитин В. Апофеоз Ольги Розановой // Война / Резьба О. Розановой. Слова А. Кручёных. — 1916. Факсим. изд. М., 1995.
- Родченко А. Ольга Розанова — живописец // Родченко А. Эксперименты для будущего. — М., 1996. — С. 65.
- Терёхина Вера. «Начало жизни цветочно-алой…» О. В. Розанова (1886—1918) // Панорама искусств. — М., 1989. — В. 12. — С. 38—62.
- Преображённый мир Ольги Розановой // Наше наследие. — 2003. — № 67—68.
- Эфрос А. Во след уходящим // Москва. Журнал литературы и искусства. — 1919. — № 3. — С. 4—6.
- Эфрос А. О. В. Розанова // Эфрос А. Профили. — М., 1930. — С. 225—235.
- Gassner H. Olga Rozanova // Russian Women-Artists of the Avantgarde. 1910—1930. — Cologne: Galerie Gmurzynska, 1979. — P. 230—245.
- Gurianova N. Olga Rozanova: Color Libero // Art e Dossier. — 1993. — № 85. — P. 37—43.
- Gurianova N. Olga Rozanova // Amazons of Avant-garde. — New York, 1999. — P. 213—239.
- Gurianova N. Suprematism and Transrational Poetry // Elementa. — 1994. — № 1. — P. 369—383.
- Rakitin V. Illusionism is the Apotheosis of Vulgarity // Russian Women-Artists of the Avantgarde: 1910—1930. — Cologne: Galerie Gmurzynska, 1979. — P. 254—255.
- Terekhina V. Majakovski und Rozanowa // Bildende Kunst. — 1988. — № 11. — S. 499—501.
- Yablonskaia M. Olga Rozanova // Woman-Artists of Russia's New Age: 1900—1935. — London: Abrams, 1990. — P. 81—98.
Галерея
-
-
Городской пейзаж. 1910. ГРМ
-
Натюрморт с помидорами. 1910—1911. ГРМ
-
Городской пейзаж. Около 1912. ГРМ.
-
Натюрморт с кувшином и яблоками. 1911—1912. ГРМ
-
Портрет Анны Владимировны Розановой. 1911—1912. ЕМИИ
-
-
-
Кувшин с цветами. 1912—1913. ГРМ
-
Голубая ваза с цветами. 1912—1913. ГРМ
-
Натюрморт с зелёным кувшином. 1913. ГРМ
-
Порт. 1913. Израильский музей, собрание Мерцбахера, Иерусалим
-
Шкаф с посудой (Буфет с посудой). 1915. ГТГ
-
«Червовая дама» (автопортрет?). Бумага, тушь. 1915
-
-
Супрематизм. 1916—1917. ГРМ
-
Супрематизм. 1916—1917. ГРМ
-
Беспредметная композиция. 1916—1917. ГТГ
-
Примечания
- ↑ Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — М.: Гилея, 2002. — С. 172. — 1000 экз. — ISBN 5-87987-021-9
- ↑ Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — М.: Гилея, 2002. — С. 176. — 1000 экз. — ISBN 5-87987-021-9
- ↑ Амазонки авангарда. Под редакцией Джона Боулта и Мэтью Дратта. М. : Галарт, С. 216-217.
- ↑ Преображённый мир Ольги Розановой // Наше наследие. — 2003. — № 67—68.
Ссылки
- Ольга Розанова (1886—1918) «Увидеть мир преображенным» К 120-летию со дня рождения
- Ольга Розанова (1886—1918) «Преображенный мир Ольги Розановой» (Выставка «Червовая Дама русского авангарда» в галерее Московского центра искусств)