19-04-2023
Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе (Омское ВОКУ, ОмВОКУ, ОВОКУ, ОВОКДКУ) |
|
|
|
|
|
Прежние названия |
Омские и Томские пехотные командные курсы |
---|---|
Год основания |
14 мая 1813 года (28 декабря 1919 года) |
Год закрытия |
1999 год |
Награды |
Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе — одно из старейших военно-учебных заведений России. Основано в 1813 году как войсковое казачье училище, где воспитывались и получали образование сыновья сибирских казаков. Позже оно было преобразовано в Сибирский кадетский корпус.
Училище воспитало 76 Героев Советского Союза, 7 Героев Российской Федерации и четырёх полных кавалеров ордена Славы, тысячи кавалеров боевых орденов и медалей. Его воспитанники участвовали в боях в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны, с китайскими милитаристами на КВЖД, с японскими войсками в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. В боях и сражениях Великой Отечественной войны воспитанники училища руководили подразделениями, частями и соединениями. В новейшей истории в боевых действиях в Афганистане, Таджикистане, Югославии, Чечне, Дагестане, Абхазии, Южной Осетии и других «горячих точках».
После освобождения Омска от Колчака создаются Омские пехотные командные курсы.
Летом 1920 года курсанты-омичи в составе Отряда особого назначения под командованием начальника и военкома СибУВУЗа Н. И. Корицкого участвовали в разгроме кулацкого мятежа, охватившего район Кулунды.
Приказом РВСР № 2900 от 31 декабря 1920 г. 1-е пехотные Сибирские курсы были реорганизованы в 24-ю пехотную Омскую школу комсостава.
Приказом Революционного Военного Совета Республики № 1226 от 9 июня 1921 года 24-й пехотной Омской школе командного состава присвоено наименование: «24 пехотная Омская имени III Коммунистического Интернационала школа командного состава».
28 декабря 1919 года, один из активных участников борьбы против колчаковского режима, член Томского повстанческого Ревкома Кошкаров Прохор Ефимович, получив предписание штаба Восточного фронта РККА, издал приказ о формировании Томских пехотных командных курсов, в котором говорилось: «Сего числа на основании предписания помощника Командующего Армиями Восточного фронта я вступил в исполнение должности Политического Комиссара Томских пехотных командных курсов и к формированию таковых приступил. Основание: предписание помощника Командующего Армиями Восточного фронта от 26-го декабря за № 389».
20 января 1920 года курсы получили новое наименование — 2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА.
В соответствии с существовавшей в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны системой подготовки военных кадров предусматривались курсы трех ступеней:
2-е Сибирские пехотные командного состава курсы РККА являлись курсами 2-й ступени и готовили командиров пехотных и пулеметных взводов. Учебная программа на курсах первоначально была рассчитана на четыре месяца, затем срок обучения был увеличен до шести месяцев, а в июле 1920 года срок обучения на курсах был увеличен до года. Это время состояло из трех периодов: подготовительный — со сроком учебы шесть месяцев, специально-военный — четыре месяца и дополнительный — два месяца. Курсы являлись не только учебной, но и строевой частью Красной Армии. Основу их составлял курсантский батальон четырёхротного состава.
При определении требований общего образования будущих курсантов командование курсов исходило из того, что рабочие и крестьяне в условиях самодержавного строя не имели возможности учиться. Поступающие должны были уметь бегло читать и писать, излагать прочитанное без искажения смысла и знать четыре действия с целыми числами и дробями. Лица, имеющие образование в объеме шести классов реального училища или семи классов гимназии, принимались на курсы без вступительных экзаменов.
Наглядное представление о характере требований, предъявляемых к курсантам, дает объявление, опубликованное в Томске в газете «Знамя революции»: «Рабочие и крестьяне! В Томске открылись пехотные и артиллерийские курсы командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прием прошений производится ежедневно с 10 до 2 часов дня в здании духовной семинарии (Никитская, 8). Требуется рекомендация двух советских работников. Образование безразлично. Военком Кошкаров».
С 1 марта 1920 года начались регулярные плановые занятия. За время обучения курсанты должны были освоить: тактику и фортификацию, топографию и уставы, артиллерию и связь, социально-политические и общеобразовательные предметы. Много времени отводилось изучению оружия. Помимо трехлинейной винтовки образца 1898 года, станкового пулемёта системы Максим, изучались ручные пулеметы Льюиса и Кольта, станковые пулеметы Виккерса, Шварцлозе, Гочкисса, Сен-Этьена, пушки системы Розенберга и Маклена, миномет «Дюмезиль» и другая техника, которая досталась Красной Армии в качестве военных трофеев от английских, французских, американских и японских империалистов и их ставленников — Колчака, Деникина, Юденича и других.
Существовала проблема укомплектования курсов командно-преподавательским составом, так как Красных командиров, способных быть хорошими воспитателями и методистами, не хватало. Действующая армия продолжала сражаться. Комиссия курсов, занимаясь подбором командного состава, обращалась к старым военным специалистам, выбирала из них тех, кто меньше скомпрометировал себя, кто желал честно служить Советской власти.
Кроме того требовалось добиться, чтобы командиры пользовались авторитетом и доверием курсантов, сумели с пользой для дела подчинить их себе. Это оказалось делом нелёгким. Классовая рознь, неприязнь к угнетателям, веками копившаяся в народе, в годы гражданской войны вылилась в открытую ненависть и непримиримость. И объединение в одном коллективе представителей двух антагонистических классов при условии, что побеждённые, то есть бывшие колчаковские офицеры, должны были командовать своими недавними победителями — командирами и бойцами Красной Армии, долгое время не давало результатов. Курсанты к таким командирам относились недоверчиво, часто отказывались выполнять приказы, считая их белоофицерской прихотью. А сами командиры часто избегали приказывать, распоряжаться, проявлять командирскую власть. Особенно много хлопот доставляли курсанты — бывшие партизаны, имевшие смутное представление о воинском порядке и дисциплине. Военком и преподаватели политграмоты провели большую разъяснительную работу, чтобы обеспечить на курсах должный воинский порядок и дисциплину, сгладить остроту взаимоотношений между курсантами и командирами.
В мае 1920 года по ходатайству военкома штаб 5-й армии прислал четырёх военспецов, в числе которых был и начальник курсов — Михаил Иванович Шпилев, подполковник РИА, всю Первую мировую войну находившийся на фронте, в окопах, а с началом гражданской войны перешедший на сторону Советской власти и сражавшийся против белогвардейских войск на Восточном фронте. С прибытием начальника курсов военком П. Е. Кошкаров мог теперь больше уделять внимания политическому воспитанию курсантов. Прибытие новых, знающих свое дело командиров, пользующихся доверием курсантов, кропотливая работа политических работников позволили направить учебный процесс в нужное русло. Стали методически лучше проводиться занятия, улучшились внутренний порядок, дисциплина. Наладились отношения преподавателей и курсантов. Легче решился вопрос с подбором преподавательского состава. Среди бывших юнкеров учебно-инструкторской школы имелось значительное число учителей, насильно мобилизованных в колчаковскую армию 1919 году. Многие из них с большим желанием пошли работать преподавателями общеобразовательных предметов. Военные преподаватели были подобраны из среды военных специалистов. К октябрю 1920 года на курсах работало 35 преподавателей, в том числе 9 — по военным дисциплинам.
В течение 1920 года 2-е Сибирские командные курсы постоянно находились в состоянии полной боевой готовности. Личный состав курсов, разделённый на две части, посменно дежурил по городу.
Распоряжением Реввоенсовета республики курсы организовали ускоренную подготовку и досрочный выпуск красных командиров. В течение осени 1920 года было произведено пять таких выпусков, главным образом за счет наиболее подготовленных и грамотных курсантов, имевших лучшие показатели в учёбе, боевой опыт и прошедших ранее курс обучения в учебной команде или полковой школе. В общей сложности в войска на должности красных командиров было направлено 107 человек.
Приказом Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1921 года 2-е Сибирские пехотные курсов были преобразованы в 25-ю, Томскую пехотную школу командного состава РККА
Срок учёбы в которой определен в три года. Пехотная школа, как и курсы, состояла из трех пехотных рот и пулеметной команды и была рассчитана на обучение 500 курсантов. Почти прежним остался аппарат управления школы и преподавательский состав. Новым было — разделение курсантов на три класса: старший, младший и подготовительный. Каждый класс соответствовал году обучения. Курсанты первого года обучения находились в подготовительном классе, второго — в младшем, третьего — в старшем, выпускном.
Весной 1925 года 25-я, Томская пехотная школа командного состава РККА переводится[1] в Омск, где размещается в здании бывшего Сибирского кадетского корпуса, получив название Омская пехотная школа[2].
с 6 марта 1926 года — Омская пехотная школа имени Михаила Васильевича Фрунзе[3].
С 1932 года при школе открыто ускоренное артиллерийское отделение, начались занятия в группе по подготовке командного состава для железнодорожных войск с шестимесячным сроком обучения. В том же году в штат введено ускоренное пехотное отделение с годичным сроком обучения. В 1933 году ускоренное артиллерийское отделение перешло на нормальный срок обучения.
В январе 1934 года в состав Омской школы влились Владивостокская пехотная школа имени Коминтерна и Иркутские курсы подготовки командиров пехоты. В 1935 году школа перешла на новые штаты и с 1936 года стала называться — Омская объединённая военная школа имени Михаила Васильевича Фрунзе, готовящая пехотных и артиллерийских командиров.
16 марта 1937 года школа переименована в Омское военное училище имени М. В. Фрунзе[4]. Училище в тот период состояло из двух батальонов, в которых имелось пять рот и одна артиллерийская батарея. Однако уже в 1938 году происходят изменения в штатах в сторону их увеличения. Сокращается срок учебы курсантов до двух лет, упраздняется артиллерийское отделение. В сентябре 1938 года в училище имелось 10 рот. Еще через год училище развёрнуто на 4 батальона по 4 роты в каждом. В марте 1940 года часть курсантов 1-го курса отправлена во вновь формируемые Канское и Новосибирское пехотные училища. Оставшиеся курсанты были разбиты на два потока, один из которых должен был выпускаться в октябре 1940 года, второй — в мае 1941 года.
По итогам 1938/39 учебного года училище заняло первое место среди пехотных училищ и пятое место среди всех средних военно-учебных заведений Красной Армии. В ноябре 1940 года ещё раз изменяется штат. Теперь за основу принята троичная система. Училище состоит из трех курсантских батальонов, по три стрелковых и одной пулеметной роте в каждом. Стрелковые роты состояли из 4 взводов, в пулеметной роте было 3 взвода.
23 июня 1941 года приказом Наркома Обороны училище перешло на сокращённую шестимесячную программу обучения. Для курсантов установлен 12-часовой рабочий день — 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создаётся 2-е Омское военно-пехотное училище, в которое переходит большая часть командиров, политработников, преподавателей. Произошли организационные изменения и в основном училище, которое приказом НКО с 16 августа получило наименование 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В. Фрунзе. Штатная численность его возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. В августе 1941 года училище проводит первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали курсанты, прибывшие в училище осенью 1940 года. В октябре — ноябре 1941 года было произведено ещё 3 досрочных выпуска. Командирами стрелковых взводов уехали на фронт ещё 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курс обучения курсанты июньского набора 1941 года — 344 человека. В тот же период производит свой первый выпуск и 2-е Омское военно-пехотное училище. Около полутора тысяч младших лейтенантов и лейтенантов направилось в действующую армию на должности командиров стрелковых, пулемётных и миномётных взводов.
В течение августа и первой половины сентября 1941 года базе училища формируется 362-я стрелковая дивизия. С 12 декабря по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию[5]. Её первым командиром стал заместитель начальника училища полковник П. В. Белобородов. С февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию, командиром которой был назначен начальник училища полковник Л. Н. Гуртьев.
В январе 1942 года командование 1-го Омского военно-пехотного училища создало специальную роту, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков. К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена. Не случайно в августе 1942 года часть курсантов Омских военно-пехотных училищ была отправлена на фронт младшими командирами. В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3-5-месячной учебы производилась и в 1943 году: в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года.
В августе 1943 года, произведя набор курсантов, в том числе и за счёт фронтовиков, 1-е и 2-е Омские училища перешли на годичную программу обучения. Изменились и штаты училищ. Вместо пяти курсантских батальонов стало лишь три батальона по 500 человек в каждом. При 1-м Омском военно-пехотном училище в августе 1943 года создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 офицеров.
2-е Омское военно-пехотное училище в сентябре 1943 года передислоцировалось в город Канск Красноярского края. 28 декабря 1944 года 1-е Омское военно-пехотное училище отмечало 25-ю годовщину со дня своего основания. Указом Президиума Верховного Совета СССР училище награждено орденом Красного Знамени. С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище, находящееся в Канске, в мае 1946 года, было расформировано.
С осени 1945 года училище перешло на трехгодичную программу обучения. Для поступающих в училище необходимо было иметь 8-классное образование.
В 1950 году, когда в училище стала приниматься молодежь только со средним образованием, срок обучения был сокращён до двух лет. Офицеры, окончившие училище во время войны по ускоренной программе, самостоятельно совершенствовали военные знания и сдавали экзамены за нормальный курс училища экстерном. За период с 1949 года по 1953 год в сотни таких офицеров успешно сдали экзамены экстерном и получили дипломы о среднем военном образовании. В августе 1950 года училищу вручено новое Боевое Знамя с надписью: «Омское Краснознаменное военное пехотное училище имени М. В. Фрунзе» и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР. По результатам выпускных экзаменов в 1955 и в 1956 годах училище заняло первое место среди военных училищ Сухопутных войск Советской Армии.
В 1958 году училище первым в Сибири и в числе первых в Советских Вооруженных Силах переходит на подготовку курсантов по программе высшего военно-учебного заведения. Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе — так стало называться оно теперь. Срок обучения увеличился до 4-х лет. Циклы военных и технических дисциплин преобразованы в кафедры. В течение 1958—1960 годов часть курсантов третьего курса завершала учебу по программе среднего военного училища, а часть их и весь второй курс занимались по переходной программе; курсанты набора 1958 года обучались по программе высшего военно-учебного заведения.
Спорту, физической закалке курсантов в училище уделялось особое внимание. Для осуществления гибкого маневра в зимних условиях важную роль играло умение ходить на лыжах. В лыжной подготовке нормой для каждого курсанта являлось пройти за зиму[6]. В 1966 году на территории училища развернулись работы по сооружению спортивного комплекса, состоящего из нескольких спортивных залов и плавательного бассейна (введен в строй в 1968 году).
22 февраля 1968 года объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота наградить орденом Красного Знамени Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе».
С 1968 года училище переходит на подготовку общевойсковых командиров-инженеров по эксплуатации колесно-гусеничной техники. Срок обучения прежний — 4 года.
В 1972 году училище впервые выпустило большой отряд командиров мотострелковых подразделений — инженеров по эксплуатации бронетанковой техники и автомобилей. Каждый выпускник училища имел спортивный разряд, права на управление автомобилем и является механиком-водителем не ниже 2-го класса. В 1975 году на территории училища был установлен памятник М. В. Фрунзе. Училище ежегодно отмечалось как лучшее среди вузов округа по спортивно-массовой работе, а в 1984 году в смотре спортивно-массовой работы в Сухопутных войсках завоевало первое место.
В 1989 году училище возглавил генерал-майор Фатеев Н. Т., занимавший ранее должность начальника штаба 5-й армии Дальневосточного военного округа. Происходившие в стране процессы неизбежно отражались и на положении дел в училище. Так, с начала 90-х годов в училище было переведено значительное число курсантов из оставшихся за пределами России общевойсковых училищ: Алма-Атинского, Бакинского, Ташкентского, а также из расформированного в 1993 году Владикавказского.
В 1992 оду было принято постановление Правительства Российской Федерации о ликвидации Омского ВОКУ, набор курсантов в этом году был произведён, но набранные на 1 курс курсанты были направлены на обучение в Новосибирское ВОКУ, вернувшись в родные стены лишь к 3 курсу.
Совместными усилиями командования училища и Администрации Омской области училище удалось отстоять и Постановление о его ликвидации было отменено. Приказом Министра обороны Российской Федерации было объявлено о сохранении училища и об установлении даты его образования — 14 мая 1813 года.
На территории училища был открыт памятник «Бородинское поле». Здесь захоронена священная земля с Бородинского поля, политая кровью воинов-омичей 24 пехотной (1812) и 32 стрелковой (1941) дивизий. Ведь именно герои Бородинского сражения стояли у истоков первого военно-учебного заведения Сибири.
В целях сохранения училища в условиях непрерывно сокращающейся потребности в профессиональных военных кадрах рассматривались различные варианты его реорганизации, в частности в военно-гуманитарный институт. Идея не была реализована, однако в рамках ее реализации в 1994 году был произведен первый набор на созданный военно-социологический факультет, предназначенный для подготовки заместителей командиров рот по воспитательной работе, офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию, офицеров по социально-правовой работе и профилактике правонарушений. Всего на этот факультет было произведено два набора 1994 и 1995 годы). В рамках формирования этого факультета было создано две новых кафедры, ранее не характерных для училища: социологии и методики воспитательной работы.
В 1994 году училище перешло на пятилетний срок обучения и был произведён двойной набор: на четырехлетний срок обучения по старой программе, предусматривавшей подготовку инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и на пятилетний с расширенной инженерной программой подготовки с выдачей диплома инженера по специальности: «военные гусеничные и колёсные машины». В дальнейшем пятилетняя программа претерпела некоторые изменения и в конечном итоге училище перешло на подготовку офицеров по специальности: «Боевая и повседневная деятельность мотострелковых подразделений. Многоцелевые гусеничные и колёсные машины».
В 1997 году училище произвело последний набор курсантов. Было набрано две роты сокращённого состава. На плацу училища было начато строительство Часовни Великомученика Георгия Победоносца, в которой на мраморных досках золотом высечены имена Героев — выпускников: Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза и Героев России.
С 1998 года начался процесс расформирования училища. Вместо генерал-майора Н. Т. Фатеева обязанности начальника училища стал исполнять Герой Советского Союза полковник Кравченко, Николай Васильевич, занимавший ранее должность заместителя начальника училища. Он же стал первым начальником Омского кадетского корпуса, создаваемого по договору между администрацией Омской области и министерством обороны Российской Федерации.
Последний выпуск офицеров состоялся 27 марта 1999 года. Несколько ранее, в январе и феврале 1999 года курсанты, не подлежавшие в 1999 году выпуску из училища были переведены: 2, 3 и часть 4-го курса — в Новосибирский военный институт, вторая часть 4-го курса — в Казанское высшее танковое командное училище (в то время — Казанский филиал Челябинского танкового института).
После произведённого последнего выпуска училище было окончательно расформировано, Боевое Знамя передано в Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации. На фондах училища был сформирован Омский кадетский корпус, первый набор в который был произведен летом 1999 года.
28 декабря 1944 года 1-е Омское военно-пехотное училище отмечало 25-ю годовщину со дня своего основания. Родина высоко оценила его заслуги в деле подготовки офицерских кадров. Указом Президиума Верховного Совета СССР училище награждено орденом Красного Знамени. В этой награде — оценка самоотверженного труда по укреплению Красной Армии и обороноспособности страны в годы мирного социалистического строительства более чем пятитысячной армии воспитанников училища предвоенных лет и их ратных подвигов в годы Великой Отечественной войны. В этой награде — героические боевые дела около 5500 выпускников военных лет, вынужденных в сжатые сроки осваивать основы командирского мастерства и совершенствовать их в жестоких схватках с ненавистным врагом. В этой награде — боевые пути и дороги более чем 6000 курсантов, которые досрочно, без присвоения офицерских званий, покинули стены училища и сражались на фронтах рядовыми и сержантами. Высокую награду вручил фрунзенцам Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов.
22 февраля 1968 года, в канун 50-й годовщины Советских Вооружённых Сил был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота наградить орденом Красного Знамени Омское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе». В тот же день на имя начальника училища и начальника политического отдела поступила поздравительная телеграмма от начальника Главного политического Управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерала армии А. А. Епишева: «Главное Политическое Управление Советской Армии и Военно-Морского Флота горячо поздравляют Вас и весь личный состав с награждением орденом Красного Знамени. Своим упорным трудом коллектив училища внес достойный вклад в дело подготовки офицеров — боевых руководителей, мастеров обучения и воспитания личного состава. Выражаем твердую уверенность в том, что в ответ на высокую правительственную награду коллектив училища добьется новых успехов в подготовке высококвалифицированных и беспрекословно преданных Родине и Коммунистической партии кадров для наших Вооруженных Сил».
12 марта 1968 года состоялось торжественное вручение правительственной награды. Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник С. П. Иванов зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР и прикрепил орден к знамени училища.
Почётное революционное Красное Знамя
15 сентября 1930 года Омской пехотной школе им. М. В. Фрунзе было вручено Почётное революционное Красное Знамя с вручением особой грамоты № 361. Это была правительственная награда для вручения частям, особо отличившимся в боях с врагами социалистического Отечества или показавшим высокие успехи в боевой и политической подготовке в мирное время.
В августе 1950 года, в присутствии представителей партийных и советских органов города по поручению Военного Совета Сибирского военного округа помощник командующего СибВО по вузам генерал-майор Данилевич вручил училищу новое боевое Красное знамя с надписью: «Омское Краснознаменное пехотное училище имени М. В. Фрунзе» и Грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР.
Вместе с тем военком курсов И. И. Левочкин пишет, что «За время формирования курсов пришлось очень часто делать фильтрации, двух начальников курсов я отправил в Чека и 4-х сменил, пока не прислали спеца из Красной армии» (Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 12. л. 223)
С 1920 по 1922 гг. в 24-й Омской пехотной школе сменилось 13 начальников и 10 комиссаров. Фамилии всех пока установить не удалось. (РГВА. Ф. 24932. Оп. 1. Д. 5. л. 54 об.).
Памятник М. В. Фрунзе
В 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне училище посетили ветераны 308-й Гуртьевской дивизии. С их участием был открыт музей боевой славы училища и памятник М. В. Фрунзе, выполненный из металла и бетона скульптором Ф. Д. Бугаенко. Здесь молодые воины принимают военную присягу, дают клятву на верность Родине. Отсюда выпускники-фрунзенцы уходят в войска.
Мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. и 1941—1945 гг.
4 сентября 1992 года на территории училища, в торжественной обстановке, был открыт мемориальный комплекс в честь воинов-омичей, сражавшихся на Бородинском поле в Отечественных войнах 1812 г. и 1941—1945 гг. В нем, как в судьбе Отечества и в судьбе училища, нерасторжимо соединились два столетия и два поколения воинов-сибиряков
Памятник воинским формированиям, сформированным в училище в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
В год 50-летия Победы над фашистской Германией — в 1995 году в учебном центре училища п. Карьер был открыт памятник воинским формированиям, которые отсюда уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. На этих полях получили военную подготовку 5600 выпускников Омского военного училища имени М. В. Фрунзе, около 250 тысяч жителей города Омска и области в составе 19 воинских формирований и 630 маршевых рот. С 1995 года традиционно в п. Карьер у памятника омским формированиям накануне Дня Победы проводится встреча фронтовиков «В лесу прифронтовом».
Часовня — памятник во имя святого Георгия Победоносца
В целях увековечивания памяти выпускников старейшего учебного заведения Сибири, погибших в боях за Отечество, главой Администрации (Губернатором) Омской области Л. К. Полежаевым в 1997 году было принято Постановление № 48-П о строительстве на территории Омского ВОКУ им. М. В. Фрунзе часовни — памятника во имя святого Георгия Победоносца. А уже через год — 6 мая 1998 года Митрополитом Омским и Тарским Феодосием было произведено освящение часовни. Оно прошло в торжественной обстановке в присутствии Губернатора Омской области Л. К. Полежаева и многочисленных гостей города и области. В часовне-памятнике золотым тиснением запечатлены фамилии тех, кто прославил старинное военно-учебное заведение Сибири — 117 Георгиевских кавалеров, 76 Героев Советского Союза, четыре полных кавалера ордена Славы, 7 Героев Российской Федерации.
В Омском общевойсковом училище воинское воспитание и образование получили талантливые военачальники:
Омское высшее общевойсковое командное училище.