Lt304888.ru

Туристические услуги

Опера спасения

16-07-2023

«Опера спасения», «опера спасения и ужасов»[1] (фр. opéra de sauvetage, opéra à sauvetage, pièce à/de/au sauvetage) — жанр французской героической оперы конца XVIII века, получивший развитие в годы Великой французской революции[1]. Главным композитором направления был Луиджи Керубини.

По типу это «героическая драма, отошедшая от античных сюжетов и позаимствовавшая разговорный диалог от комической оперы и мелодекламацию от трагической мелодрамы»[2]. Обычно в «опере спасения» благородного героя вызволяют из заточения друзья, либо герой спасает возлюбленную[3].

Подобное прозвище таких опер возникло около 1900-х годов[4].

Содержание

Особенности

  • мотив борьбы с тиранией, отвечающий революционным настроениям, обличение тирании и насилия, воспевание доблести борцов за свободу и справедливость.
  • монументальность и драматичность, агитационность
  • драматургия строится на сопоставлении контрастных образов и сцен
  • современные сюжеты (в отличие от доминировавших ранее мифологических), с более дифференцированной привязкой ко времени и месту действия, разнообразие характеров, соединение героики и патетики с бытовым колоритом[5]
  • напряженное развитие сюжета с возрастанием опасности для героев
  • противоборство положительных и отрицательных персонажей
  • надвигающаяся опасность преодолевалась благодаря смелости, отваге и бесстрашию героев
  • нагнетание драматического напряжения к концу оперы
  • ситуация обязательно завершалась торжеством гуманистических идей, «добра», спасением — отсюда и название[6].

Музыка

  • для музыки характерны драматическая выразительность, стремление к единству композиции (лейтмотивы и т. п.), соединение героических и жанровых элементов[7].
  • яркий драматизм музыки, возросшая роль оркестра.
  • стремление авторов индивидуализировать музыкальный материал, придать ему большее единство и цельность (в том числе и с использованием лейтмотивных приемов), сильнее выразить рельефность мелодики и ритма (по выражению одного из исследователей, придать им предбетховенскую «аппасионатность») с помощью оркестровых тембров и гармонических оборотов[5].
  • близость сюжетов к современности, динамизм и стремительность действия сближали «оперу спасения» с опера комик.
  • чтобы усилить эмоциональное впечатление, использовали такие приемы, как декламация на фоне оркестрового звучания, изображающего бурю, шум приближающейся погони[8].
  • простая бытовая песенность соседствует с интонациями и формами классической оперы[2].
  • чередование вокальных номеров и разговорных диалогов.

Произведения

Жанр начал складываться во Франции в последней трети XVIII века в ряде сочинений МонсиньиДезертир»), Гретри («Ричард Львиное сердце»)[5], Сальери («Тарар»)[9]. . См. также Восточный мотив в опере конца XVIII века.

Наследие

В немецкой культуре опера спасения органично трансформировалась в немецкую романтическую оперу[10].

Примечания

  1. ↑ Опера спасения // БСЭ
  2. ↑ История музыки
  3. Мариинский театр
  4. La Rousse
  5. ↑ Луиджи Керубини
  6. Опера / БСЭ
  7. Мир итальянской оперы
  8. Детская энциклопедия
  9. Кириллина Л. В. «Пасынок истории» // Музыкальная академия. - 2000. - № 3
  10. Татьяна Антипова. Космополитическое и национальное в культуре

Опера спасения.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01