23-07-2023
Оправдание добра. Нравственная философия — философско-этическое произведение Владимира Соловьева, написанное им в 1897 году.
Содержание |
Корень нравственности Соловьев усматривает в чувстве стыда. На этой основе формируется совесть ("первичная основа совести есть чувство стыда"). Другими "основами нравственной жизни" Соловьев называет жалость и благоговение. Однако именно стыд отличает человека от животных. Стыдясь естественных потребностей человек демонстрирует, что он не есть только природное существо. Стыд обнаруживает различие добра и зла. При этом злом оказывается не сама природа, но подчиненность духа природе. Исторически нравственность воспитывается в рамках религии и первым её инструментом становится аскетизм. Главным врагом нравственности является плоть (природа, которая стремится поработить дух), а главной ареной этого противостояния оказываются "два главнейших отправления нашего организма": питание и размножение (точнее "генитальный акт"). Некоторые аскеты пытаются распространить эту борьбу также на дыхание и сон. Однако аскетизм безнравственен, если служит не добру, а гордости или тщеславию. Разбирая понятие жалости, Соловьев находит его источник в "органической связи всех существ" и альтруизме. Разрыв этой связи приводит к отчуждению и эгоизму. Благодаря жалости мы обнаруживаем правду и справедливость. При этом жалость выявляет "отрицательное неравенство" (тот кого я жалею находится в худшем положении, чем я). "Положительным неравенством" в этом случае можно назвать благоговение — религиозное чувство в человеке, которое исходит из благодарности и констатации превосходства высшего существа (будь то родитель, фетиш или бог). Отсюда первобытной формой религии Соловьев считает "культ умерших". Религия и нравственность мыслятся в единстве, поскольку добро предполагает веру в его объективность.
На основах нравственной жизни произрастают добродетели, которые суть "одобряемые качества". Добродетели могут быть первичными (вера, надежда и любовь) и вторичными (великодушие, бескорыстие, терпимость, правдивость и пр.). Разбирая категорию добра ("идеальную норму воли") Соловьев приходит к парадоксальному выводу, что оно не всегда совпадает в нашей жизни с благом ("предметом действительного желания", удовольствием или благополучием), ибо не все стремятся к добру. Таким образом, автор Оправдания добра отвергает ложный эвдемонизм. Однако в пределе, добро является инструментом блага, ибо "безусловное существо добра заключает в себе и полноту блага". Вслед за Кантом Соловьев предполагает, что нравственность предполагает Бога как свою гарантию.
Вся история человечества есть путь из царства природы в царство духа: "Исторический процесс есть долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству" (2,8,VI). Исторический процесс, в свою очередь, является составной частью "восходящего процесса всемирного совершенствования", разделенного на пять царство: минеральное, растительное, животное, человеческое и Царство Божие (2,9,I). Соловьев не отрицает космической эволюции, причем каждый новый этап её он именует творением. Камни косны, но растения уже стремятся к свету, животные стремятся к сытости, люди ищут лучшей жизни. Соловьев признает существование сознания у животных, что выражается в языке, мимике и целесообразности. У человека существует разум, как "способность постигать всеединую и всеединящую истину". Богочеловечество начинается с Иисуса Христа ("странствующего раввина"), который воплощает в себе нравственный идеал совершенство. Царство Божье, равно как и богочеловечество, мыслятся у Соловьева выражением нравственного идеала, "действительным нравственным порядком".
Поскольку нравственный и общественный идеал совпадают, то в книге описывается история общества (как "организованной нравственности"), которая проходит в три этапа:
Эта предстоящая вооруженная борьба между Европою и монгольскою Азией будет, конечно, последнею, но тем более ужасною, действительно всемирною войною, и не безразлично для судеб человечества, какая сторона останется в ней победительницею. (3,18,IV)
Размышляя об общественном прогрессе, Соловьев замечает, что как в области наказания произошел отказ от кровной мести, также должен произойти отказ от "устрашающего возмездия" (частным случаем которого является смертная казнь), ибо право необходимо должно следовать за нравственностью, а нравственность запрещает использовать человека как средство. С позиции нравственности Соловьев также критикует современное общество, которое он называет плутократией, но также критикует он и альтернативу в виде сен-симоновского социализма, ибо оба подхода исходят из принципа, что "хлебом единым будет жив человек". Отвергая завистливые выпады социалистов против богатых и идеи отрицания собственности, он тем не менее полагает необходимым ограничения таких крайностей плутократии как "фальсификация, спекуляция и ростовщичество"
Как церковь есть собирательно-организованное благочестие, так государство есть собирательно-организованная жалость(3,19,XIII)
Это заготовка статьи. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Оправдание добра.