06-08-2023
В настоящее время в Москве находится более 35 духовых органов, в том числе четыре церковных. Крупнейшим в Москве по количеству труб является орган Концертного зала имени П. И. Чайковского (ок. 7800 труб, 81/IV/P), а по количеству регистров — орган Светлановского зала Дома музыки (84/IV/P, 5582 трубы[1]).
Появление духового органа в Москве тесно связано с её становлением в конце XV века как политического и культурного центра Руси. Между Москвой и Западной Европой того времени складывались всё более тесные отношения, царский двор выказывал интерес к органному искусству. Однако, в отличие от Европы, в России орган применялся прежде всего для светского музицирования.
Первым московским органистом скорее всего был Иоанн Сальватор, которого в конце XV века привез из Италии в Москву брат Софьи Палеолог[2]. В 1578 году в Москве поселился голландский органист и органостроитель Готлиб Эйльгоф (русские называли его Данило Немчин). В сообщении английского посланника Джерома Горсея, датированном 1586 годом, упоминается о покупке для царицы Ирины Годуновой нескольких клавикордов и органа, построенного в Англии.
Во время правления царя Михаила Романова (1613—1645) и далее, вплоть до 1650-х годов, в Потешной палате в Москве работали поляки Ежи Проскуровский и Фёдор Завальский, органостроители братья-голландцы Яган и Мельхерт Лун, а также русские органисты — Томила Михайлов (Бесов), Борис Овсонов, Мелентий Степанов и Андрей Андреев. При дворе царя Алексея Михайловича с 1654 по 1685 год служил смоленский музыкант польского происхождения Симон Гутовский, который построил в Москве несколько органов, установленных в Кремле и домах бояр, один из его инструментов в 1662 году был передан в дар персидскому шаху. В 1672 году был основан придворный театр, который был также оснащен органом Гутовского[2]. Орган входил в состав придворного театрального оркестра в Москве[3].
В 1691 году Пётр I, интересовавшийся Западной культурой, заказал для Москвы орган с шестнадцатью регистрами знаменитому гамбургскому органостроителю Арпу Шнитгеру (1648—1719). В 1697 году Шнитгер направил в Москву еще один, на этот раз небольшой восьмирегистровый инструмент для некоего господина Эрнхорна. В годы правления царя-реформатора органы строились по всей стране, прежде всего в лютеранских и католических церквях. В конце XVII века орган появился в иноверческих церквях в Немецкой слободе.
В XVIII веке обучение игре на органе входило в программу Славяно-греко-латинской академии и Воспитательного дома в Москве[3].
На рубеже XVIII—XIX веков в культурной жизни Москвы заметный след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста и пианиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747—1822). Игре на органе Гесслер обучался у ученика И. С. Баха — Иоганна Кристиана Киттеля, поэтому в своем творчестве придерживался традиций лейпцигского кантора церкви святого Фомы. Переехав в Москву в 1794 году Гесслер снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И. С. Баха, оказал большое влияние на русских музыкантов и любителей музыки, которые уже были знакомы с именем великого немецкого полифониста благодаря Якобу фон Штелину, выпускнику лейпцигского университета, будущему академику и автору первых статей о русской музыке.
О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?
Ты смертному даешь какое хочешь чувство! Иль гений над тобой невидимо парит И с каждою струной твоею говорит… |
Иоганн Вильгельм Гесслер давал органные концерты в зале Б. М. Салтыкова в Москве. Его первый сольный концерт состоялся 2 марта 1795 года. Концерт освещали «Московские ведомости», в которых опубликовали «афишу» следующего содержания: «В пятницу второго марта, господин Гесслер будут иметь честь играть здесь впервые, а вероятно и в последний раз на своем любимом инструменте органах, и при том на весьма прекрасных, лишь только господином Менхом отделенных, с двумя клависинами и педалом, в зале господина Салтыкова, на Никитской… Опыт педального концерта, причем господин Гесслер все пассажи, а особливо соло играет ногами…»[4]. Поэт И. И. Дмитриев посвятил Гесслеру стихотворение «На игру господина Гесслера, славного органиста». Под впечатлением от концерта составитель историко-биографического музыкального лексикона Э. Л. Гербер писал о Гесслере[5]: «Его искусство исполнять не только свои, но и чужие произведения, без всякой подготовки, даже с листа — изумительно. Ещё увлекательнее фантазирование на фортепиано и, в особенности, на органе, где он открывает полный простор пылу воображения…».
В первой половине XIX века cреди чиновничества и зажиточных горожан получает распространение домашнее органное музицирование. Значительное внимание органу и органной музыке уделял М. И. Глинка, импровизации на органе которого высоко оценил Ф. Лист. В своих «Записках» и письмах Глинка оставил много отзывов об игре различных органистов. В то время органы имелись в домах В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова и других. Органные концерты проходили в основном в помещениях иноверческих церквей. В 1837 году был установлен орган в лютеранской церкви святых Петра и Павла, 4 мая 1843 года в этой церкви дал органный концерт Ференц Лист.
|
|
|
|
|
Лютеранская церковь cв. Михаила | Католическая церковь св. Людовика | Англиканская церковь | Реформатская церковь | Лютеранская церковь свв. Петра и Павла |
Открытие органа Аристида Кавайе-Коля в Большом зале Московской консерватории в 1901 год положило начало систематическому органному концертному музицированию вне церковных помещений.
Профессиональная подготовка органистов в Москве началась после открытия Московской консерватории и тесно связана с деятельностью профессоров Л. И. Бетинга, Т. X. Бубека и Б. Л. Сабанеева, заложивших основы московской органной школы[3]. После Октябрьской революции начался новый период развития органной культуры в России. Во главе московской школы стал А. Ф. Гёдике, воспитавший выдающихся мастеров, среди которых: М. Л. Старокадомский, Н. Я. Выгодский, И. Д. Вейс, В. К. Мержанов, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, Л. И. Ройзман[3].
Данный список духовых органов Москвы по умолчанию отсортирован и пронумерован по количеству регистров и не включает небольшие учебные духовые органы, позитивы и портативы, электронные аналоговые и цифровые органы, находящиеся в частной собственности, подсчёт которых весьма затруднителен.
№ | Место | R/М/P | Год | Фирма | Страна | Опус | П |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дом музыки, Светлановский зал | 84/IV/P | 2004 | Glatter-Götz & Klais | Германия | [6] | |
2 | Концертный зал имени П. И. Чайковского | 81/IV/P | 1959 | Rieger-Kloss | Чехословакия, Крнов | 3255 | |
3 | Католический кафедральный собор | 73/IV/P |
74/IV/P1955 2005 |
Kuhn Schmid |
Швейцария, Меннедорф Германия, Кауфбойрен |
[7] [8] |
|
4 | Московская консерватория, Большой зал | 50/III/P | 1899 1958 1968 1980 2016 |
А. Cavaillé-Coll H. Lahmann W. Sauer Michel, Merklin et Kuhn |
Франция, Париж ГДР, Лейпциг ГДР, Франкфурт-на-Одере Франция, Лион |
||
5 | Церковь евангельских христиан-баптистов | 38/III/P | 1898 | Ernst Röwer | Германия, Хауснайндорф | 73 | |
6 | Лютеранский кафедральный собор | 33/III/P | 1898 2006 |
W. Sauer Reinhard Hüfken |
Германия, Франкфурт-на-Одере Германия, Хальберштадт |
755 | [9] |
7 | Большой театр | 31/II/P | 2013 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
8 | Музей имени Глинки, Прокофьевский зал | 28/II/P | 1976 | A. Schuke | ГДР, Потсдам | 467 | |
9 | Московская консерватория, Малый зал | 26/II/P | 1959 | A. Schuke | ГДР, Потсдам | 302 | |
10 | Ритуальный зал Центральной клинической больницы | 25/II/P | 1987 | Mönch & Prachtel | ФРГ, Юберлинген | ||
11 | Школа имени Гнесиных | 25/II/P | 2015 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
12 | Академическое музыкальное училище, Концертный зал | 21/II/P | 1967 | W. Sauer | ГДР, Франкфурт-на-Одере | 1873 | |
13 | Детская хоровая школа «Весна» | 20/II/P | 1997 | A. Schuke | ГДР, Потсдам | 605 | |
14 | Детская школа искусств № 11 | 18/II/P | 2008 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
15 | Музей имени Глинки, фойе | 17/II/P | 1868 1998 |
F. Ladegast Rimantas Gučas |
Германия, Вайсенфельс Литва, Вильнюс |
50 | |
16 | Католическая церковь святого Людовика | 17/II/P | 1892 1961 1998 |
неизвестен Beuchet-Debierre F. Fuehrer |
Франция Франция, Нант Германия |
||
17 | ДШИ им. И. Ф. Стравинского, Большой зал | 17/II/P | 2014 | Rieger | Австрия, Шварцах | ||
18 | Частный дом | 15/II/P | 2009 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
19 | ДМШ имени С. И. Танеева | 15/II/P | 2015 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
20 | Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина | 13/II/P | 2009 | W. Sauer | ГДР, Франкфурт-на-Одере | 2274 | [10] |
21 | Царицыно, атриум Хлебного дома | 12/II/P | 2008 | Glatter-Götz | Германия, Овинген | ||
22 | Академическое музыкальное училище, 29 класс | 11/II/P | 1968 | W. Sauer | ГДР, Франкфурт-на-Одере | 1875 | |
23 | Дом-музей Марины Цветаевой | 11/II/P | 2001 | Oberlinger | Германия, Виндесхайм | ||
24 | РАМ имени Гнесиных, Органный зал | 10/II/P | 1871 | Henry Jones | Великобритания, Лондон | ||
25 | ЦМШ, Концертный зал «На Кисловке» | 10/II/P | 1931 | Koot Haarlem | Нидерланды | ||
26 | Московская консерватория, Белый зал | 10/II/P | 1968 | Goll & Cie AG | Швейцария, Люцерн | ||
27 | Московская консерватория, 44 класс | 10/II/P | 1959 | H. Lahmann | ГДР, Лейпциг | ||
28 | Московская консерватория, 314 класс | 10/II/P | 1958 | Rieger-Kloss | Чехословакия, Крнов | 3244 | |
29 | Щапово, Органный зал имени О. Г. Янченко | 7/II/P | 1988 | Rieger-Kloss | Чехословакия, Крнов | 3598 | |
30 | ДШИ имени И. Ф. Стравинского, Малый зал | 7/II/P | 2014 | Rieger | Австрия, Шварцах | ||
31 | ДШИ имени И. Ф. Стравинского, хоровой класс | 7/II/P | 2014 | Rieger | Австрия, Шварцах | ||
32 | ДМШ № 21 имени И. С. Баха | 6/II/P | 1999 | Павел Чилин | Россия, Санкт-Петербург | 23 | |
33 | РАМ имени Гнесиных, 74 класс | 6/II/P | 2006 | Павел Чилин | Россия, Санкт-Петербург | 50 | |
34 | Коломенский дворец, «Театральная хоромина» | 6/II/P | 2011 | Павел Чилин | Россия, Санкт-Петербург | 53 | |
35 | Московская консерватория, 307 класс | 4/II/P | 1985 | Rieger-Kloss | Чехословакия, Крнов | 3535 |
Место | Р/М/П | Год | Фирма | Страна | Опус | Тип |
---|---|---|---|---|---|---|
Лютеранский кафедральный собор | 42/III/P | 1892 | E. F. Walcker | Германия, Людвигсбург | ||
Англиканская церковь святого Андрея | 19/II/P | 1885 | Brindley & Foster | Великобритания, Шеффилд | ||
Московская консерватория | F. Ladegast | Германия | ||||
Малый зал РАМ имени Гнесиных | 4/I/P | 2011 | Škrabl[11] | Словения |
№ | Населённый пункт | Место | R/М/P | Год | Фирма | Страна | Опус | П |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дубна | Хоровая школа мальчиков и юношей | 30/II/P | 2004 | Hans-Jürgen Vogel | Германия, Тале | [12] | |
2 | Дубровицы | Культурный центр «Дубровицы» | 27/II/P | 2015 | Späth | Германия, Марх | [13] | |
3 | Красногорск | Музыкальная школа «Алые паруса» | 22/II/P | 2009 | Thonius | Германия, Росталь | ||
4 | Лобково | Частный дом | 11/II/P | Brindley & Foster | Великобритания, Шеффилд | |||
5 | Щапово | Органный зал имени О. Г. Янченко | 7/II/P | 1988 | Rieger-Kloss | Чехословакия, Крнов | 3598 |
Органы Москвы.