Lt304888.ru

Туристические услуги

Орлиный коготь

28-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Операция «Орлиный коготь»

Остатки самолёта-заправщика США EC-130E Hercules (в центре) и вертолёта Sikorsky RH-53D Sea Stallion (справа), брошенный вертолёт Sikorsky RH-53D (вверху)
Дата

24 апреля 1980 года

Место

Посольство США в Тегеране

Причина

Захват американских заложников в Иране

Итог

Провал операции

Противники
США США Иран Иран
Командующие
Джеймс Вот
Филипп Гаст[1]
неизвестно
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Операция «Орлиный коготь» (англ. Eagle Claw) была проведена 24 апреля 1980 года вооружёнными силами США в Иране с целью спасения 52 заложников из посольства США в Тегеране. Операция закончилась полным провалом.

План

План-эскиз временной базы в пустыне

По плану операции, американский спецназ и вертолёты в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из пустыни должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет[2].

Ход операции

Сгоревший и брошенный американские вертолёты Sikorsky RH-53D Sea Stallion

Провалы в операции последовали с самого начала, в основном из-за пыльных бурь и поломок техники. Для удачного выполнения операции было необходимо шесть вертолётов. Из восьми вылетевших на задание один бросили в пути из-за возможной поломки лопасти, ещё один потерялся в буре и повернул назад. Только шесть вертолётов достигли временной базы в пустыне. Выбранное для временной базы место оказалось оживлённым шоссе, в результате операция была сразу же демаскирована. Спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, а водитель скрылся на попутной машине.

На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружили проблему с гидравликой, после чего было решено отменить операцию и покинуть пределы Ирана. Однако при проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранской армии), трупы пилотов и других членов экипажей, секретная документация по проведению операции. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся самолётах[3]. Операция завершилась полным провалом.

Жертвы

США

Памятник военнослужащим, погибшим в ходе операции. Арлингтонское национальное кладбище

Военнослужащие ВВС США, экипаж самолёта EC-130

  • Майор Гарольд Льюис-мл.
  • Майор Лин Макинтош
  • Майор Ричард Бакке
  • Капитан Чарльз Макмиллиан
  • Технический сержант Джоэль Майо

Военнослужащие КМП США, экипаж вертолёта RH-53

  • Штаб-сержант Дьюи Джонсон
  • Сержант Джон Харви
  • Капрал Джордж Холмс

Иран

С иранской стороны американцами убит один мирный житель — пассажир бензовоза. Его личность не установлена.

См. также

Примечания

  1. Операция «Орлиный коготь». Проверено 4 марта 2013. Архивировано из первоисточника 10 марта 2013.
  2. Опозоренный Орел. R&D.CNews (05.04.07). Проверено 5 апреля 2007. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012.
  3. http://topwar.ru/36762-operaciya-orlinyy-kogot.html

Ссылки

  • Александр Тимофеев. Как завяз «Орлиный коготь», ИД «Время», N°163, 07 сентября 2001
  • Владимир Рощупкин. Сломанный коготь американского орла, Независимое военное обозрение, 04 июня 2010

Орлиный коготь.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01