31-05-2023
Палливу́д — (комбинация двух слов: палестинцы и Голливуд) — термин, предложенный произраильскими организациями, наблюдающими за освещением арабо-израильского конфликта в СМИ для описания того, что они называют «манипуляцией средствами информации, искажением и прямым обманом палестинцами и другими арабами для того, чтобы выиграть в войне за общественное мнение против Израиля».
В качестве основных примеров приводятся такие инциденты, как съемки спорных обстоятельств смерти Мухаммеда Аль-Дуры (англ.)русск. и обвинения в использовании СМИ постановочных фотографий при освещении Второй Ливанской войны, также называемые «Хезбалла-вудом»[1][2][3][4].
В частности, этот термин был предложен профессором Бостонского университета Ричардом Ландесом (англ.)русск. в его документальном фильме, названном «Палливуд: согласно палестинским источникам», в котором он проводит примеры того, что называется «манипуляцией средствами массовой информации»[5].
Содержание |
В 2005 профессор Ричард Ландес представил 18-минутный документальный видео-фильм «Палливуд: согласно палестинским источникам»[6]. При этом Ландес, как и другие произраильские активисты, считал, что израильское правительство не предпринимает достаточных усилий в противодействии палестинской версии в освещении событий конфликта[4].
В своем фильме Ландес показывает, что освещение конфликта, в основном, обеспечивается внештатными палестинскими журналистами, и считает, что систематическое манипулирование СМИ (названное им «Палливудом») началось, как минимум, в 1982 году во время 1-й Ливанской войны, и доказывает, что штатные работники СМИ недостаточно критичны к материалам, поставляемыми им палестинскими фрилансерами[7].
В частности, он рассматривает широко известное «дело» о гибели 12-летнего палестинца Мухаммада аль-Дура во время столкновений в районе перекрестка Нецарим (сектор Газа) 30 сентября 2000 в начале второй интифады. Кадры были сняты палестинским внештатным оператором и были показаны по каналу телевидения «Франция 2» (англ.) с текстом ветерана франко-израильской журналистики Чарльза Эндерлина (англ.)русск., обвиняющим в гибели мальчика Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ). При этом, сам Эндерлин лично не присутствовал на месте инцидента. Этот эпизод вошел в заголовки сообщений СМИ по всему миру, ЦАХАЛ подвергся резкой критике, был причинен серьёзный ущерб облику Израиля в глазах мирового общественного мнения[4].
Ландес подвергает сомнению подлинность съемки и задает вопрос «был ли аль-Дура убит вообще», утверждая что весь этот инцидент был постановкой палестинцев[8]. Последующее расследование инцидента Израилем установило, что мальчик был убит, но вопрос, случилось ли это в результате огня ЦАХАЛа или палестинцев, остался открытым. Аргументы Ландеса основываются на другом, показанном в фильме, эпизоде того же дня, который, как он утверждает, «показывает, что палестинские телеоператоры, особенно, когда рядом нет иностранцев, занимаются систематической постановкой будущих эпизодов»[6].
Журналист Рути Блюм пишет в газете «Джерузалем пост», что термин «Палливуд», предложенный Ландесом, относится и к сценам, поставленным палестинцами в присутствии, а часто и при сотрудничестве западных съемочных групп с целью содействия антиизраильской пропаганды под видом новостных сообщений. Сам Ландес также пишет, что «изобрел термин „Палливуд“ для описания постановочных материалов под видом новостей». Кроме инцидента с аль-Дурой, Ландес относит к «Палливуду» взрыв на пляже побережья Газы (2006) (англ.)русск. и предположительное использование Хамасом нехватки электроэнергии в Газе в течение 2007—2008 гг. (англ.). Согласно Блюм, предъявляя «столь серьёзные обвинения», Ландес заработал «в определенных кругах репутацию создателя правой теории заговора»[9].
Доктор Анат Берко, научный сотрудник «Института международной политики по борьбе с терроризмом», и д-р Эдна Эрез, руководитель отдела уголовного права Иллинойского университета в Чикаго, называют «Палливудом» («Голливуд Палестинской администрации») «явление изготовления документации о конфликте»[10].
Аналогичные обвинения предъявляли и другие аналитики СМИ, особенно после утверждений о манипуляциях средствами массовой информации (англ.)русск. в ходе Ливанской войны 2006 года, названных «Хезбалла-вудом»[1] во время войны в Ливане 2006.[5][11][12][13][14] Представители аналитического центра канадского «Института Маккензи» (англ.)русск. по изучению террора, обороны и безопасности[15] считают, что после этих кадров с долгим позированием перед камерой «… становится понятным циничное выражение „Палливуд“ из уст обманутых когда-то (пресслужбами ПНА) журналистов»[16].
Термин «Палливуд» также использовался в связи с делом аль-Дуры в ряде других публикаций[17][18] и такими консервативными обозревателями как как Дэвид Фрум[19], Мишель Малкин (англ.)русск.[20] и Мелани Филлипс (англ.)русск.[21].
С одной стороны, некоторые источники считают, что[22]
«Демонстрируя миру изуродованные трупы детей, дымящиеся развалины (пусть даже дым фотошопленный), рыдающих женщин в чёрном и могучих страдающих „спасателей“ в зелёных касках для Reuters и в чёрных майках для AP, Хизбалливуд и „Палливуд“ решают сразу несколько насущных задач, — повышают сочувствие к себе в мире и привлекают новых сторонников».
Другие — считают, что[23]
«… мы видели случаи, когда случайно упавшие с носилок тела погибших палестинцев на носилках, вдруг самостоятельно подымались (с земли)[24]. Мы видели сообщения о массовых убийствах в Дженине в 2002 году, которые, после независимого расследования, оказались значительно преувеличенными. Излишне говорить, что такие эпизоды не внушают доверия к последующим заявлениям палестинцев, по крайней мере, до тех пор, пока они не проверены.»
Палливуд.