21-10-2023
Понарский тоннель Паняряйский железнодорожный тоннель |
|
Вид на Понарский (Паняряйский) тоннель (фотография 70-х годов XIX века) |
|
Официальное название | лит. Panerių geležinkelio tunelis |
Область применения | железнодорожный |
Место расположения | Российская империя, Вильно, Польша, , Литва, Вильнюс, Паняряй |
Тип | одноствольный |
Конструкция | кирпичная кладка с арочным сводом |
Общая длина | 427 м |
Дата открытия | 1861 год |
Дата закрытия | начало 1960-х |
[1] (Паняря́йский железнодорожный тоннель) (лит. Panerių geležinkelio tunelis)[2] — один из двух первых железнодорожных тоннелей Российской империи (с 1991 г. — Литовской республики). Был проложен на перегоне Вильно — Ландварово под одним из холмов на территории пригорода Вильно — Понар. Высота тоннеля составляет 6,4 м, ширина — 8 м, длина — 427 м.
Пона́рский тонне́льСтроительство тоннеля было начато в 1859 году по указанию императора Александра II как часть Петербурго-Варшавской железной дороги. Примерно в то же время началось строительство Ковенского железнодорожного тоннеля (лит. Kauno geležinkelio tunelis).
Проектирование тоннеля и руководство строительными работами выполнялось немецкими и французскими инженерами. Рабочие были набраны в основном из окрестностей Вильно (с 1939 г. — Вильнюс). Все работы выполнялись вручную, поэтому условия труда были очень тяжёлыми, при этом каждый рабочий получал в месяц около трёх рублей. Все подрывные работы велись с использованием пороха, так как динамит в то время ещё не был изобретён, что ещё более снижало скорость и эффективность работ.
Постройка тоннеля была завершена спустя два года, в 1861 году. После открытия Паняряйский железнодорожный тоннель (а также открытый примерно в то же время Каунасский железнодорожный тоннель) стал не только первым действующим железнодорожным тоннелем в Литве и Российской империи, но также одним из первых в Европе.
К началу Второй мировой войны расходы на содержание тоннеля существенно возросли. Несмотря на это, немецкими силами было проведено его укрепление. Но в конце войны, во время отступления немецких войск, тоннель, наряду с другими объектами местной инфраструктуры, был взорван.
После войны тоннель продолжал использоваться до начала 1960-х годов, когда была построена линия в обход холма. В 2004 году тоннель был замурован с целью защитить местную популяцию редких видов летучих мышей, большая часть которой обитает в тоннеле.[3][4]
Паняряйский железнодорожный тоннель.