Lt304888.ru

Туристические услуги

Паняряйский железнодорожный тоннель

21-10-2023

Понарский тоннель
Паняряйский железнодорожный тоннель

Вид на Понарский (Паняряйский) тоннель (фотография 70-х годов XIX века)
Официальное название лит. Panerių geležinkelio tunelis
Область применения железнодорожный
Место расположения  Российская империя, Вильно, Польша, ,  Литва, Вильнюс, Паняряй
Тип одноствольный
Конструкция кирпичная кладка с арочным сводом
Общая длина 427 м
Дата открытия 1861 год
Дата закрытия начало 1960-х
Современное состояние Паняряйского железнодорожного тоннеля

54°37′53.13″ с. ш. 25°11′23.97″ в. д. / 54.631425° с. ш. 25.189993° в. д. (G) (O) Пона́рский тонне́ль[1] (Паняря́йский железнодорожный тоннель) (лит. Panerių geležinkelio tunelis)[2] — один из двух первых железнодорожных тоннелей Российской империи (с 1991 г. — Литовской республики). Был проложен на перегоне Вильно — Ландварово под одним из холмов на территории пригорода ВильноПонар. Высота тоннеля составляет 6,4 м, ширина — 8 м, длина — 427 м.

Строительство тоннеля было начато в 1859 году по указанию императора Александра II как часть Петербурго-Варшавской железной дороги. Примерно в то же время началось строительство Ковенского железнодорожного тоннеля (лит. Kauno geležinkelio tunelis).

Проектирование тоннеля и руководство строительными работами выполнялось немецкими и французскими инженерами. Рабочие были набраны в основном из окрестностей Вильно (с 1939 г. — Вильнюс). Все работы выполнялись вручную, поэтому условия труда были очень тяжёлыми, при этом каждый рабочий получал в месяц около трёх рублей. Все подрывные работы велись с использованием пороха, так как динамит в то время ещё не был изобретён, что ещё более снижало скорость и эффективность работ.

Постройка тоннеля была завершена спустя два года, в 1861 году. После открытия Паняряйский железнодорожный тоннель (а также открытый примерно в то же время Каунасский железнодорожный тоннель) стал не только первым действующим железнодорожным тоннелем в Литве и Российской империи, но также одним из первых в Европе.

К началу Второй мировой войны расходы на содержание тоннеля существенно возросли. Несмотря на это, немецкими силами было проведено его укрепление. Но в конце войны, во время отступления немецких войск, тоннель, наряду с другими объектами местной инфраструктуры, был взорван.

После войны тоннель продолжал использоваться до начала 1960-х годов, когда была построена линия в обход холма. В 2004 году тоннель был замурован с целью защитить местную популяцию редких видов летучих мышей, большая часть которой обитает в тоннеле.[3][4]

Примечания

  1. Топонимы Литвы на разных языках
  2. Онлайн-словарь топонимов Литвы  (лит.)
  3. Užsienyje saugomi reti šikšnosparniai Vilniuje mažai kam rūpi  (лит.) Видео  (лит.)
  4. Gidas po pamirštą vilnių  (лит.)

Ссылки

  • История постройки и эксплуатации Паняряйского тоннеля на YouTube  (лит.)
  • Фотографии тоннеля на сайте miestai.net  (лит.)

Паняряйский железнодорожный тоннель.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01