09-06-2023
«Первая грузовая компания» | |
Тип | |
---|---|
Девиз компании |
Сохраняя традиции продолжает движение |
Год основания | |
Расположение | |
Ключевые фигуры |
Олег Букин (генеральный директор) |
Отрасль |
Железнодорожные перевозки |
Оборот |
▲ 103,5 млрд руб. (2010 год, МСФО) |
Чистая прибыль |
▲ 19,9 млрд руб. (2010 год, МСФО) |
Число сотрудников |
4000 |
Материнская компания |
ООО «Независимая транспортная компания» |
Сайт |
www.pgkweb.ru |
ОАО «Пе́рвая грузова́я компа́ния» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. Полное именование — Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания». Краткое именование — ОАО «ПГК». Центральный офис расположен в Москве.
Содержание |
ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги» путём выделения подвижного состава монополии[1]. Поскольку ОАО «РЖД» является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава. ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры.
Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов[2].
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.[2]
28 октября 2011 года был проведён аукцион по продаже 75 % минус 2 акций компании, ставший крупнейшей[3] приватизационной сделкой в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли. Победителем стала предложившая 125,5 млрд руб. (стартовая цена аукциона) «Независимая транспортная компания», входящая в транспортный холдинг UCLH, принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину[4][5].
Высказывались мнения, что сумма данной сделки сильно занижена, на торгах отсутствовала конкурентная борьба (на аукционе был сделан только один шаг, стартовая цена была превышена всего на 125 млн руб.)[3]. Фактически каждый вагон, находящийся в собственности или управлении ПГК, достался победителю торгов за 530 000 руб. (при том, что цена нового полувагона составляет около 2,2 млн руб.)[3].
Генеральный директор ОАО «ПГК» с февраля 2012 года — Букин Олег Юрьевич, ранее занимавший должность генерального директора T.A. Management – управляющей компании группы UCL Holding. С мая 2011 года должность генерального директора ПГК занимал Игорь Альбертович Асатуров. С 2007 по 2011 год генеральным директором компании был Бабаев Салман Магомедрасулович.
ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22 %.
Компания представлена на всём полигоне российских железных дорог. 14 филиалов работают на территории РФ:
Открыто дочернее общество на Украине (ООО «Первая грузовая компания в Украине»). Успешно работает совместное предприятие с VR Group — Freight One Scandinavia Ltd. Планируется создание дочернего общества ОАО «ПГК» в Казахстане.
В 2009 году на фоне общего снижения железнодорожных перевозок на 15 % ПГК перевезла в 1,9 раз больше грузов, чем в 2008 году: 231,8 млн тонн[6].
Выручка компании за 2010 год по МСФО составила 103,5 млрд руб. (в 2009 году — 75,6 млрд руб.), чистая прибыль — 19,9 млрд руб. (4,4 млрд руб.)[1][7]. По РСБУ выручка в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.
Первая грузовая компания.