56°48′09″ с. ш. 38°38′51″ в. д. / 56.8025° с. ш. 38.6475° в. д. (G) (O) (Я)56.8025, 38.6475
Паровоз Ф
т4-028 на площадке музея
Узкоколейные паровозы «Кукушки»
Пересла́вский железнодорожный музей — частный технический музей (форма собственности — некоммерческое партнёрство), где собраны натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники, а также сопутствующие им машины и механизмы конца XIX — первой половины XX веков.
По состоянию на начало 2009 года — это единственный железнодорожный музей России, специализирующийся только на узкоколейной технике и автомобилях.[1][2]
История
В 1989 году Вадим Вадимович Миронов познакомился с хозяином ярославского кооператива «Декор» Анатолием Фёдоровичем Гусевым. Они решили выкупить узкоколейную железную дорогу и превратить её в музей. Вадим Миронов и его супруга Кира финансировали поисковые экспедиции.[3]
Музей был основан в 1991 году, отделившись от кооператива «Декор». Первоначально существовал в виде частной коллекции с ограниченным доступом для посетителей, но с возможностью организации на заказ поездок на ретро-поездах по Переславской железной дороге.
С 1998 года музей открыт для свободного посещения (с 2006 года посещение платное). Число посетителей доходит до восьми сотен в день.[4]
В 2002—2004 годах музей неоднократно проводил паровозные фестивали для широкого круга посетителей. В 2002—2003 годах музей поддерживал регулярное пассажирское сообщение от посёлка Купанское до города Переславля.[5] По данным 2006 года, музею принадлежит 2 километра пути.[6]
В 2008 году музей получил 480 тысяч рублей от Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».[7] На эти деньги «дорога отремонтирована, установлены дорожные знаки и указатели, выполненные в соответствии с правилами дорожного обустройства середины XX века, развешаны соответствующие плакаты. На въезде в посёлок оборудована парковка со сторожкой».[8][9][10]
В 2010 году восстановлено 200 метров пути, переложена вся рельсошпальная решётка с полной заменой верхнего и нижнего строения пути. В 2011 году восстановительные работы были продолжены и на сегодняшний день полностью действующим является участок пути около километра. На 2012 г. запланировано продолжение восстановительных работ по замене рельсошпальной решетки и строений пути, строительство новых навесов для экспонатов, реставрация экспонатов.
Экспозиция
В экспозиции музея представлены натурные образцы узкоколейной железнодорожной техники. Многие экспонаты уцелели в единственном экземпляре и имеют сертификаты памятников истории техники. Некоторые машины и механизмы восстановлены до рабочего состояния.
Экспонаты зачастую требуют ремонта. По словам директора музея, через несколько лет (примерно к 2012 году) фактически закончится комплектование коллекции, и можно будет более пристальное внимание уделять реставрации.[6]
Паровозы и их фрагменты
В коллекции музея четыре паровоза 1928—1955 годов выпуска, восстановленных до рабочего состояния, несколько машин, ожидающих восстановления, а также отдельные фрагменты очень редких на сегодняшний день паровозов:
Дизельные локомотивы
Самоходный подвижной состав
- Пассажирская автодрезина № 51 Шатурских железнодорожных мастерских, 1930-х г.п.
- Участковая автодрезина Уа−4727 Калужского машиностроительного завода, 1939 г.п.
- Пассажирская автодрезина ПД1 Демиховского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
- Пожарная автодрезина ПМД-3-259 Демиховского машиностроительного завода, 1960-х г.п.
- Дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12)
- Мотодрезина ТДУ5 Калужского машиностроительного завода, 1950-х г.п.
- Ручная дрезина Выксунских железнодорожных мастерских, начало XX века
Вагоны
- Пассажирские вагоны Мальцовского завода, фирмы Гёрлиц (нем. Görlitz) и др. 1898—1935 годов постройки
- Открытый пассажирский вагон треста «Азнефть», Бакинских нефтепромыслов 1928 года постройки (реконструирован «с нуля» до рабочего состояния в 2010г)
- Грузовые вагоны различных заводов 1890—1960 годов постройки
- Цистерны 1900—1920-х годов постройки
- Плужные снегоочистители системы Бьёрке, 1928—1953 годов постройки
Железнодорожное оборудование
Автомобили и тракторы
При музее имеется постоянно действующая экспозиция автотракторной и мото-техники 1930-х — 1950-х годов.[2]
Научно-просветительская деятельность
Сотрудники музея участвовали в подготовке и издании двух книг[11][12], статей в сборнике[13] и журналах[14][15][16] по истории узкоколейных железных дорог России и СССР. Музей принимал участие в международной конференции (2003)[17], поддерживает тесные контакты с отечественными и зарубежными исследователями истории техники.
В музее проводятся экскурсии, позволяющие посетителям ознакомиться с историей узкоколейных железных дорог, устройством паровоза и другой железнодорожной техники.
Интересные факты
Сотрудники
- Вадим Вадимович Миронов, учредитель
- Артур Альфредович Берзин, учредитель
- Игорь Николаевич Волошин, учредитель
- Анатолий Фёдорович Гусев, председатель совета учредителей
- Сергей Витальевич Дорожков, директор
- Антон Шалито, руководитель автомобильной территории
- Дмитрий Калиновский, ландшафтный дизайнер
- Сергей Габбасов, паровозный инженер
- Юрий Еленин, водитель
Бывшие сотрудники:
- Сергей Иванович Захаров
- Александр Корсаков
- Алексей Шишин
- Андрей Беспалый, прежний директор
- Юрий Елякин, технический директор
- Антон Максимов
- Андрей Парамонов
- Александр Ткачёв
- Игорь Волчков
- Дмитрий Сутягин
- Борис Пантюхин
- Сергей Чулюнин
- Андрей Румянцев
- Александр Закусило
- Андрей Закусило
- Евгений Севрук
- Леонид Макаров
Ссылки
- Официальный сайт Переславского железнодорожного музея
- Официальный сайт FEDECRAIL — Европейской федерации музейных и туристических железных дорог
- Статьи по ключевому слову: Талицы
- «Сайт о железной дороге»
Источники
- Переславский железнодорожный музей: Каталог. — Талицы, 2006.
- ↑ Гараж Переславского железнодорожного музея: Каталог. — Талицы, 2006.
- ↑ Серьгина, Е. Железнодорожная бухгалтерия / Е. Серьгина // BusinessWeek Россия. 2008. 14 апреля.
- Можаев, А. Пролетарий у гнезда «Кукушки» / А. Можаев // Гудок. 2006. 4 августа.
- Корсаков, А. Купанское транспортное управление (история великана) // Сайт «Младший брат. Энциклопедия отечественных узкоколеек».
- ↑ Тулякова, А. Музейная касса / А. Тулякова // Бизнес-журнал. 2006. № 23.
- Фонд Потанина: победители конкурса 2008 года
- Сельский автобус 1940-х годов
- Музеи, меняющие мир // Интеррос. 2008. № 3.
- ↑ Здесь возможна ошибка, потому что сумма гранта (480 тысяч) слишком мала для всех строительных работ. Может быть, дорога сделана на собственные средства музея. К сожалению, выяснить это по авторитетным источникам пока не удаётся.
- ↑ Берзин, А. А. Мещёрская магистраль / А. А. Берзин, В. В. Миронов. — Владимир: Посад, 2004. — 190 с. — ISBN 5-86953-142-X.
- ↑ Сутягин, Д. В. Наши детские железные дороги / Д. В. Сутягин. — М.: Железнодорожное дело, 2008. — 447 с. — ISBN 5-93574-031-1.
- ↑ Parovozy — Russian & Soviet Steam Locomotives / Ed. by Keith Chester. — Skipton: Trackside Publications, 2003. — Vol. 3: Narrow Gauge Steam Locomotives in Russia and the Soviet Union. — ISBN 978-1-900095-18-1.
- Берзин, А. Широкие горизонты узкой колеи (Теория и практика заповедных железных дорог) // Локотранс. — 1997. — № 2.
- Берзин, А. Узкая колея: Поиски в «Параллельных мирах» / А. Берзин // Железнодорожное дело. — 1998. — № 5 (23).
- В Переславле есть музей // Железнодорожное дело. — 2006. — № 2 (50).
- Краткий отчёт об участии в конференции «Карпатский трамвай-2003»
- «Диверсант» на Первом канале // Литературная газета. 2004. № 36.
- Поляков, Ю. М. Государственная недостаточность / Ю. М. Поляков // Литературная газета. 2004. № 37.
- Шурыгин, В. Диверсанты халтуры / В. Шурыгин // Завтра. 2004. 22 сентября.