23-10-2023
Кирьякос Питтакис | |
греч. Κυριάκος Πιττάκης | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Альма-матер: |
Кирьякос Питтакис (греч. Κυριάκος Πιττάκης; 1798, Афины — 23 октября 1863, Афины) — один из первых греческих археологов.
Содержание |
Питтакис родился в афинском квартале Псири, в одной из самых старых семей района[1]. Был учеником афинского «Общества друзей Муз», где его интерес к археологии поддержал французский консул Фовел. Позже Питтакис был посвящён в тайное революционное общество Филики Этерия. Питтакис с самого начала принял участие в Греческой революции 1821 года. Когда жители Афин и окрестных сёл осадили Афинский Акрополь, турки стали рушить колонны храмов, изымая из них свинцовые стержни. Ответом повстанцев стало, — «не трожьте колонны, мы дадим вам свинец и пули»[2]. Фраза и соответствующая акция приписывается Питтакису, но оспаривается греческим историком К. Симопулосом[3].
В начале июня 1822 года в осаждение в Акрополе турки сдались[4]. Однако, когда в конце месяца, шедшая на Пелопоннес армия Драмали-паши вынудила повстанцев в свою очередь запереться на Акрополе, археологические знания Питтакиса помогли осаждённым найти, появляющийся периодически у подножия Акрополя, источник нимфы Эмпедо (греч. Εμπεδώ), который в лучший период давал им до 1600 литров воды в день. Эту заслугу Питтакиса никто не оспаривает[5].
Большое значение Кирьякос имел и при обороне Акрополя в 1826—1827 гг. Из существующих источников неясно, по чьей инициативе в 1824 году, в разгар войны, Питтакис отправился на, находящийся под британским контролем, остров Керкира и поступил на учёбу в Ионическую академию. Вернувшись в освобождённую Грецию по окончанию войны, Питтакис в 1833 году стал одним из организаторов Афинского археологического общества[6], в котором последовательно стал секретарём и заместителем председателя (Главным инициатором и человеком профинансировавшем создание общества был греческий меценат из Вены Веллиос, Константинос). Начиная с октября 1829 года, когда Мустоксидис, Андреас, первым в возрождаемом греческом государстве, получил должность Хранителя Древностей, до 1960 года эту должность получили 115 археологов[7]. Питтакис стал Хранителем древностей одним из первых, в 1836 году[8]. В ту эпоху археология и, в особенности, греческая несла с собой нагрузку идеологии романтизма. Питтакис сделал поворот «открывая» архаическую Грецию, которая пребывала тогда в тени классических идеалов. Питтакису, принадлежит решение о создании музея Акрополя, во время его службы Хранителем древностей. Однако работы начались годом позже, при службе П.Эфстрадиадиса, в месте которое ему указали Хансен, Теофил фон и Питтакис[9].
В значительной мере Питтакису принадлежит заслуга в создании журнала Археологическая Газета (1837), который с 1837 по 1860 гг. был государственным изданием, редактировался и издавался почти только одним Питтакисом и публиковал доклады и исследования о раскопках и находках[10]. С 1837 пo 1840 гг. Питтакис руководил восстановлением рухнувшего от турецкого обстрела в годы войны храма Эрехтейон. Не отрицая добрых намерений Питтакиса, это вмешательство вызвало критицизм у последующих поколений археологов, историков и архитекторов[11]. Питтакис развернул бурную деятельность по сбору эпиграфического материала в Афинах, собрал надписи церкви Мегали Панагиа и таких археологических памятников как Храм Гефеста (Афины), Стоа Адриана и Башня Ветров[12]. Эти усилия по сохранению материала были оценены как значительный вклад в греческую археологию. Питтакис произвёл первые раскопки в Микенах в 1841 году, после чего раскопки продолжил Шлиман, Генрих в 1876 году[13]. В Микенах Питтакис раскопал и восстановил Львиные ворота.
Умер Питтакис 23 октября 1863 года, в Афинах.
Рождённый в Тироле в 1790 году, лингвист и историк Jakob Philipp Fallmerayer, в ходе своих путешествий в Грецию и на основе имевшей место славянской топонимики, выстроил теорию о славянском происхождении современных греков. Фальмерайер не скрывал своих политических целей: «сдерживание и укрощение превосходства московитов» и «стабилизация статуса-кво в турецком государстве»[14]. Фальмерайер использовал свои выводы как предупреждение "пребывающим в иллюзиях " филэллинам Европы о опасности политического союза греков и русских, народов которые были тесно связаны православием и, как он считал, общим славянским происхождением[15]. Концепция Фальмерайера сделал его врагом и эллинов и филэллинов. Его книга основывалась на топонимике. Единственный документ приведённый Фалмерайером стал причиной скандала и Питтакис оказался в нём замешанным. «Хроника монастыря Св. Анаргиров» была вручена Фальмерайеру Питтакисом и, основываясь на «Хронике», Фальмерайер утверждала что с эпохи Юстиниан I Аттика обезлюдела на 400 лет и что остатки афинян выбрались на остров Саламин[16]. Но 400 лет оказались на поверку тремя годами. Греческий историк Папаригопулос утверждал, что Фальмерайер сознательно подделал цифру, выстраивая свою теорию[17]. Скопетеас пишет, что цифра была подделана, чтобы вызвать интерес у Фальмерайера[18]. Велудис пишет, что именно Питтакис подделал цифру, чтобы дискредитировать Фальмерайера и представить его дилетантом[19][20]. Так или иначе, имя Питтакиса оказалось связано с этим скандалом.
Питтакис, Кирьякос.