05-07-2023
Оле́г Анато́льевич Плато́нов | |
Род деятельности: | |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Отец: |
Анатолий Иванович Платонов |
Оле́г Анато́льевич Плато́нов (р. 11 января 1950, Свердловск, РСФСР, СССР) — российский историк[1][2] и экономист,[3][4] русский писатель, националистический публицист и общественный деятель[5][6][7][8]. Директор общественной организации «Институт русской цивилизации».[9]
Содержание |
В 1972 году окончил экономический факультет Московского кооперативного института.[10] Доктор экономических наук.[10][3] Тема кандидатской диссертации — трудовые ресурсы Америки, тема докторской диссертации — социология труда в США.[10]
После окончания института работал старшим научным сотрудником в отделе капиталистических стран Центрального статистического управления при Совете министров СССР. С 1977 по 1990 год работал старшим, а затем ведущим научным сотрудником в Институте труда Госкомтруда СССР.
В 1995 году организовал научно-издательский центр «Русская цивилизация». С 1998 году — главный редактор издательства «Энциклопедия русской цивилизации». С осени 1998 года Платонов приступил к осуществлению издания энциклопедии «Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа», в которой предполагается выпустить более 20 томов (выпущены 4 тома), каждый из которых посвящен изучению определённой отрасли жизни русского народа. Одновременно был выпущен «Энциклопедический словарь русской цивилизации».
Член Союза писателей России.[11]
В 2002 году вместе с Юргеном Графом организовал в Москве[12]Международную конференцию по глобальным проблемам всемирной истории.
Олег Анатольевич Платонов был близок с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым) (1927—1995)[13][14].
Публикации Платонова, кроме перечисленных выше, включают:
Работа О. А. Платонова «История русского народа в XX веке» включена издательством «Алгоритм» и в книжную серию «Классика русской мысли».[15]
О. А. Платонов является автором исследований на экономические, философские, исторические и другие темы.
В работах Платонова исследовались проблемы качества трудовой жизни в России. Им был проанализирован американский опыт повышения качества трудовой жизни.[16] Экономист О. В. Николаев писал, что Платонов входит в число исследователей, которые внесли «большой вклад в разработку социально-трудовых проблем развития кадрового потенциала». По мнению Николаева, «их работы позволили по-новому взглянуть на проблемы эффективного использования кадрового ресурса в современных условиях, высветили многие вопросы, которые представляют значительный интерес для разработки методологии формирования кадрового потенциала России».[4]
Платонов изучал связь культуры и экономики,[17] исследовал православную трудовую этику,[18] изучал влияние российского менталитета на развитие экономики.[17] Исследователь Б. М. Машевский писал, что сборник статей «Экономика русской цивилизации», составителем которого был Платонов, является «заметным явлением в осмыслении специфики российской экономики и социальности, их способности к диалогу с инокультурным опытом». По словам Машевского, «центральная, интегративная идея авторов многочисленных статей сборника сводится к следующему: успешно развивающаяся, эффективная экономика не может не быть национально окрашенной, не может не опираться на народные традиции, особенности менталитета, ибо экономика одна из многих сфер человеческой деятельности, и она должна быть подчинена тем духовным ценностям, которыми человек определяет смысл своей жизни».[19] По словам Л. Б. Четыровой, Платонов входит в число исследователей, которые «ставят вопрос о возможности устроения экономики на православных началах и говорят о важности идейно-религиозных установок и ценностей трудовой этики в России для её возрождения».[18]
Социолог А. Ю. Кривенков относит Платонова к числу учёных, работы которых имели большое значение «для ретроспективного анализа опыта управления традиционными хозяйственными формами в России».[17] Экономист Т. Н. Юдина писала, что «в исследованиях О. А. Платонова рассмотрены особенности экономики русской цивилизации, сделана попытка периодизации домостроительных идей и учений, разработана „хрестоматия“ по домостроительству».[20]
Платонов исcледовал тему постиндустриального развития и глобализма. Он считает глобализацию формой войны, которую ведут США по установлению господства в мире,[21] и видит в глобализме в основном негативные последствия. По мнению Платонова, в гонке глобализма капиталистический мир непременно постигнет всеобщий экономический кризис, который обеспечит условия для перехода к социально-ориентированному обществу.[22]
Также Платоновым исследовались проблемы акционерного предпринимательства,[23] проблемы экономической безопасности[24] и велись разработки методов измерения социальной защищённости.[25]
Платонов изучал вопросы взаимодействия экономики, политики и культуры,[26] проблемы российской философии и культурологии хозяйства,[27] проблемы российской цивилизации и «народного» своеобразия России,[28] проблему кооперативности и кооперации в контексте цивилизационных подходов.[29]
Платонов является представителем религиозно-православного направления в исследовании патриотизма.[30]
В своих исследованиях Платонов изучал, в частности, тенденции в развитии мировой геополитической ситуации,[31] проблему реставрации российского самодержавия,[32] историко-культурное наследие казачества,[33] влияние общинного образа жизнедеятельности на формирование менталитета мордовского этноса.[34]
Платонов — приверженец воззрений русского философа И. А. Ильина. Платонов выступает за реализацию разработанной Ильиным концепции государственности, основанной на православии.[35]
Один из тезисов произведений Платонова — вера в существование «жидомасонского заговора» против России.[36] Автор конспирологических и антисемитских публикаций, посвящённых т. н. «жидомасонскому заговору».[37][7][38][39][40][41][42][6][43][44][45] Является активным отрицателем Холокоста.[8][46][47] Ряд наблюдателей считают, что некоторые публикации Платонова являются шовинистическими,[48][49] националистическими,[8] имеющими расистскую направленность.[50] Правозащитники Московского бюро по правам человека утверждали, что Александр Копцев, напавший с ножом на прихожан синагоги в Москве 11 января 2006 года, действовал в том числе под влиянием книг Платонова.[51]
Магистр политологии и кандидат исторических наук Андреас Умланд полагал, что некоторые из книг Платонова — это «политический пасквиль», для которых характерны «патологический антиамериканизм, бредовая конспирология, апокалипсические картины будущего мира и фантастические утверждения о грядущем новом рождении русской нации». Как полагает Умланд, Платонов занимается «реанимацией классического русского антизападничества»[6]. Литовский историк, доцент Клайпедского университета Вигантас Варейкис оценил информацию о странах Балтии в издании «Великая энциклопедия русского народа» под редакцией Платонова как историческую фальшивку, в которой нет ни одного слова, соответствующего действительности, а самого Платонова назвал «психическим больным». По мнению Варейкиса, «Большая энциклопедия русского народа» — примитивное пропагандистское явление[52].
А. Платонов утверждает[12], что хасидские организации, вместе с «Объединением в защиту евреев» организовали против него кампанию клеветы не только в России, но и в США и других странах мира. Он писал, что «выводы его исторических исследований, основанных на фактических материалах и архивных документах, не устраивали создателей исторических мифов, с помощью которых велось оболванивания сотен миллионов людей»[12].
<ref>
; для сносок .D0.B4.D1.83.D1.85
не указан текстПлатонов, Олег Анатольевич.